LED ZEPPELIN «BBC Sessions»

LED ZEPPELIN «BBC Sessions»

Atlantic, 1997

В первой половине 1969 года LED ZEPPELIN, записав первый альбом и уже имея материал для второго, вернувшись из первого турне по США и готовясь ко второму скандинавскому, решили — самостоятельно или волею тех, кто предоставил им такую возможность — попробовать себя на радио, попытаться разрушить стереотип двухминутных поп-песенок тогдашнего радиоформата. Всего таких эфиров было четыре: дважды у Джона Пила в его знаменитой передаче «Top Gear», а также у Криса Гранта в «Tasty Pop Sundae» и в программе «Rock Hour» — март и июнь 1969-го. Записывались вживую, практически без дублей; играли материал «Led Zeppelin I», переработанные блюзовые стандарты («The Girl I Love She Got Long Black Wavy Hair» Слипи Джона Эстеса, «Travelling Riverside Blues» Роберта Джонсона, «Somethin’ Else» Шили/Кокрана — все это нынче считается филофонической редкостью и малоизвестно даже поклонникам со стажем) и кое-что из будущего альбома «Led Zeppelin II». Это — CD №1.

CD №2 содержит запись программы «In concert» лондонского «Радио Один», сделанную 1 апреля 1971 года, то есть двумя годами позже, и представляет собою, как сказано в буклете, «типичный концерт» LED ZEPPELIN тех лет»: материал третьего альбома плюс интригующие заявки на будущее (в частности, первое известное исполнение «Stairway To Heaven», встреченное благоговейным молчанием аудитории) и мелкое музыкальное хулиганство в виде рок-н-ролльно-блюзового попурри посреди «Whole Lotta Love». В отличие от содержания CD №1, тут все широко известно, ибо было растиражировано пиратами бесчисленное количество раз — правда, не полностью (поскольку некоторые вещи из этого концерта в эфир не пошли) и в соответствующем качестве.

В 1997 году Джимми Пейдж, разрывающийся между нежеланием «быть погребенным под грудой архивных обломков» и необходимостью взять под контроль возню BBC с записями LED ZEPPELIN, выбрал последнее, скомпилировал, оцифровал и совершил прочие колдовские пассы — и альбом вышел. Такова объективная реальность.

Субъективно (а как еще можно писать о музыке, которую любишь большую часть жизни?) — это 152 минуты чистого восторга, незамутненного совершенства: не столь технологического (хотя саунд безупречен), сколь исполнительского, живого. LED ZEPPELIN всегда были концертной группой (хотя студийные версии «Stairway To Heaven» и «Since I’ve Been Loving You» они вживую так и не смогли превзойти). Великой. С большой буквы. Ни беспрецедентная длительность, ни повторы («Communication Breakdown» — 3 варианта, «You Shook Me», «I Can’t Quit You Baby», «Dazed And Confuzed», «Whole Lotta Love» — по 2) не утомляют, наоборот, два с половиной часа пролетают незаметно и столь насыщенно, что хочется слушать снова и снова. Абсолютно живая музыка. Абсолютно современная — хотя и почти тридцатилетней давности. Просто — абсолютная. Образец для любой группы подобного состава: слушайте и учитесь, как надо играть концерты. Забудьте о годах, отделяющих эту запись от сегодняшнего дня, они неощутимы; не думайте, что эту музыку создали матерые монстры, им всем тут по 20-25 лет. Первые альбомы, гастроли, радиоэфиры — и совершенство, очевидное и не превзойденное до сих пор никем: в каждой ноте этой музыки, в каждом звуке этого голоса. Слушайте — это живое дыхание богов. Это — Великая Музыка.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №5/1998

Оставить комментарий