Jimmy Page, Robert Plant «Walking Into Clarksdale»

Jimmy Page, Robert Plant «Walking Into Clarksdale»

Atlantic, 1998

Кларксдейл — городок на Миссисипи, апокрифическая блюзовая родина; Пейдж и Плант — признанные родоначальники «белого блюза». Только альбом этот вовсе не блюзовый, и не ждите: работа непростая, меланхоличная, светлая и неброская. В ней нет ослепительной яркости «No Quarter», никаких фейерверков — скорее акварели. И модный продюсер Стив Альбини тут ни при чем: если он и пытался (сам или по желанию музыкантов) «осовременить» саунд, это не слишком заметно. Все равно Пейдж + Плант, даже больше Плант, менее всего старомодный в своих сольных работах – «Кларксдейл» больше можно соотнести с его альбомами «Principle Of Moments» и «Fate Of Nations», нежели с традиционно хардовыми пластинками Пейджа. Еще порой вспоминается «Houses Of The Holy», самый зыбкий и размытый из всех альбомов LED ZEPPELIN; но здесь, в «Walking Into Clarksdale», есть еще и некоторая шероховатость, незавершенность. Мелодические линии не прорисованы, а лишь намечены, концовки скорее вопросительны, чем утвердительны. Может, сказалось то, что писались по-быстрому, намеренно спонтанно, не выверяя и не доводя каждую вещь?

Мне не хватает тут Пейджа (кроме последних трех вещей), не хватает Планта (кроме «Sons Of Freedom») — мрачноватые неяркие риффы, спокойный усталый голос; трагические скрипки в «Upon A Golden Horse», восточное буйство «Most High» даются отдельными контрастными пятнами, подчеркивающими общий настрой — ностальгический («When The World Was Young, When I Was A Child»), раздумчивый, философичный. Вместо непревзойденно прекрасного крика — тонкое страдальческое (до полушепота) интонирование, вместо блестящих соло — переборы…

Нет, не усталость, не «выход в тираж» — недавние европейские концерты Пейджа с Плантом тому порукой — это более похоже на подведение итогов. А для этого нужно было (впервые с 1979 года) записать вместе пластинку с полностью новым материалом. Хотя публика до смерти будет ждать от них «Stairway To Heaven», а отсутствие кипучего блеска, нетерпеливо ожидаемого и от новой работы, возможно, кого-то разочарует. Что ж: многие легендарные альбомы признавались и осмысливались через десятилетия после их выпуска. Ну, а «Walking Into Clarksdale» уже легендарен. Прямо сейчас и независимо от чьих-либо мнений.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №5/1998