Beth Gibbons & Rustin Man «Out Of Season»

Beth Gibbons & Rustin Man «Out of Season»

Beth Gibbons & Rustin Man «Out of Season». Go! Beat, 2002

Вышли уже два фальшивых альбома PORTISHEAD: «Pearl» и свежий «Aliens». Конечно, обладая должными навыками, подделать можно что угодно, но зачем PORTISHEAD, а не, скажем, Бритни Спирс? Кого-то профессиональное честолюбие заело? Или кто-то утомился ждать нового материала от самой группы? Загадка. И ведь сходства гораздо больше, чем между настоящими альбомами PORTISHEAD и сольником Бет Гиббонс. При том что музыканты в нем, первом сольном опыте Бет, задействованы привычные — Эдриан Атли, Джон Бэггот, Клайв Димер, да и соавтор — Пол Уэбб, он же Rustin Man (разовый псевдоним по названию первой сочиненной для альбома песни) из TALK TALK — старый знакомец, близкий друг, любитель и изготовитель того же типа музык… А только вышло по-другому, вышло вовсе и не так.

Основная разница в том, что впервые мы услышали чистый, натуральный голос Бет — и, не искаженный, не препарированный хитро и безжалостно, не намотанный на пыточные колеса сэмплов, он почти неузнаваем. А Бет, радуясь обретенной свободе, позволяет себе быть не уникальной, похожей на других — Патти Смит, Джоан Баэз, даже Билли Холлидей; тонкое интонирование, тембральные намеки, изящные стилизации не только подчеркивают смысл песен, но ценны и сами по себе как доказательство творческой состоятельности: это вовсе не подражание, а непринужденная демонстрация диапазона — не только голоса, но и интересов. В музыке тоже многое спрятано: и отголоски ретро, и соул, и фолк — намеченные легко, полутонами, но вполне узнаваемые — и даже отсылки к звуку, характерному для Ника Кейва начала 90-х (почему, интересно, в свое время никто не заметил, что весь «Murder Ballads» построен на трип-хоповых ритмических структурах? Такая вот перекличка). И все это удивляет лишь поначалу, но вскоре уже кажется совершенно естественным. А ведь кто мог ожидать от альбома Бет Гиббонс не сумрачного ледяного трип-хопа, а живой акустической гитары, духовых, струнных; не пронзительного, мотающего нервы надрыва, а мягкой осенней лирики? Меланхолия, изначально свойственная песням Бет, никуда, конечно, не делась («Мне просто нравятся печальные песни»), но на этот раз она полна теплоты. Настроение альбома можно было бы даже назвать пасторальным (тем более что писался он на природе, в Девоне и Эссексе), но в нем нет, к счастью, слащавости. Есть спокойная мудрость взрослого человека, осознавшего и принявшего неизбежность смерти, и от того еще острее чувствующего красоту окружающего мира. Красоту ежесекундно гибнущую, но бессмертную. «Autumn leaves — beauty’s got a hold on me…»

Альбом можно слушать бесконечно, и всякий раз находить в нем новые оттенки и нюансы, совершать мельчайшие открытия и тихо радоваться найденному. Он умиротворяет, дарит гармонию, восхищает и завораживает. Как вечное небо и падающие, кружащиеся осенние листья…

Бет не порвала с группой, PORTISHEAD в полном составе пишут сейчас новый альбом. Но хочется думать, что в нем, кроме обычного сияющего совершенства, будет еще и капелька тепла.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №7/2003

Tagged with: