LED ZEPPELIN «How The West Was Won»

LED ZEPPELIN «How The West Was Won»

LED ZEPPELIN «How The West Was Won». Atlantic, 2003

Их всегда сравнивали с THE BEATLES. Не по музыке, упаси Господь, а по концертным сборам, количеству проданных пластинок, позициям в хит-парадах… Этим начиналось — когда «Led Zeppelin I» вытеснил с первых строчек чартов «Abbey Road» — и это длится по сей день: тройной альбом LED ZEPPELIN «How The West Was Won» убрал «Антологию» THE BEATLES. Впрочем, никаких звездных войн за этими цифрами никогда не стояло; еще в ранних интервью Пейдж честно называл THE BEATLES великими, а Плант добавлял: «Они обратили внимание всего мира на концертирующие группы». Им, конечно, виднее, но, действительно введя рок-моду на все английское, THE BEATLES сами всё же никогда не были тем, что называется «performing band»: 20-минутные статичные сеты, не слышные за визгом фанаток, не идут ни в какое сравнение с тем трехчасовым изощренным беспределом, который был стандартом концертов LED ZEPPELIN. Они почти не выпускали синглов, редко фотографировались, не снимались в кино и шарахались от телевидения; никто не шил пиджаков и не стригся на их манер, никто не насвистывал их песен… Но каждый уважающий себя меломан почитал за счастье увидеть любое из их выступлений, потому что LED ZEPPELIN как раз и были настоящей performing band. Концертной группой, пожизненно и посмертно никем не превзойденной. Не верите словам — взгляните на цифры. Посмотрите концертную DVD-антологию. Или хотя бы послушайте «How The West Was Won».

Этой записи, скомпилированной из двух калифорнийских концертов (25.06.1972 в зале LA Forum и 27.06.1972 на Long Beach Arena), отчаянно не хватает видеоряда. Но можно воссоздать картинку в воображении — благо, все песни настолько выпукло проинтонированы и настолько инструментально прорисованы, что легко представить каждый жест, каждое движение. Горестный вздох Планта посреди «Since I’ve Been Loving You». Лукавый пассаж Пейджа — вставочка из Баха в «Heartbreaker». Звериные метания Бонэма в «Moby Dick». Смешливое рок-н-ролльное попурри, срывающееся в атаку «Whole Lotta Love» … Всё реально, наглядно, зримо. Кто вспомнит, слушая этот концерт, что он закончился более тридцати лет назад? Можно задним числом вычислять: ага, это песни из еще не изданного на тот момент альбома «Houses Of The Holy» — потому они звучат и воспринимаются иначе, чем обкатанные хиты; а вот тут кусочек из «Walter’s Walk», которая и вовсе не увидела бы свет, если б не смерть Бонэма… Можно даже сравнивать «живые» версии со студийными — вовсе уж непродуктивное занятие, потому что LED ZEPPELIN играли каждый раз по-новому. Так было интереснее. Так было — правильно. Потому что профессионалы, и еще потому, что они этим жили и дышали. Возможно, оттого остались в истории — лучшими.

Это давно признал Запад, который сдался без боя после первого же большого тура LZ. Минувшим летом все приличные музыкальные издания мира отдали обложки и развороты LED ZEPPELIN и их архивным релизам. А Восток? Его, похоже, покорить так и не удалось. Августовские концерты Планта в Риге, Киеве и Минске региональная пресса отметила жалкими отписками, а российская проигнорировала вовсе. Что нам Гекуба? У нас тут свои Тютькины и Пупкины в горячей ротации. Родина, сынок.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №12/2003