David Bowie «Best Of Bowie»

David Bowie «Best Of Bowie»

David Bowie «Best Of Bowie». EMI, 2002

Гуманитарная помощь

Говорят, Боуи — один из немногих больших артистов, кто не только не противится выпуску своих бестов, но, наоборот, занимается их составлением лично. Этот, например, предназначен в первую голову фанам из рокенролльно слаборазвитых стран типа Турции и Словении — надо же как-то помочь бедолагам, сроду не посещавшим концерты мэтра, не слыхавшим его классических альбомов и искренне убежденных в том, что «The Man Who Sold The World» сочинил Курт Кобейн! Российским бовиманам притом свезло больше прочих — им достался вариант этой компиляции не на одном, а на двух CD, так что можно наслаждаться по полной программе: 39 нетленок к нашим услугам. Впрочем, долой сарказм — подборка действительно хороша, в том числе и как ликбез. Признаемся себе, что культ Боуи основан все-таки более на свойствах его личности, чем на его музыкальных достижениях, и его вклад в мировую культуру зиждется отнюдь не только и не столько на его мастерстве певца и композитора. Ergo все его альбомы имеет (или хочет иметь) в коллекции отнюдь не каждый — это прерогатива самых-самых дотошных. Все прочие с детства знают, что Боуи велик, что-то где-то действительно слыхали и видали, но, даже озадачившись целью свои знания расширить и углубить, вряд ли станут приобретать и слушать от корки до корки все составляющие его обширной дискографии. Вот для этого-то уважительно интересующегося, но не упертого большинства данная антология — в самый раз. Тут можно найти всё и на любой вкус: песни эпохи достопамятного Зигги Стардаста и фрагменты берлинской трилогии; совместные работы с Игги Попом («China Girl»), Брайаном Ино («Heroes», «Boys Keep Swinging», «Hallo Spaceboy» — последняя, кстати, в ремиксе PSB), Джоном Ленноном («Fame») и даже Пэтом Мэтени («This Is Not America»); кавер-версии («Wild Is The Wind» и «Sorrow») и дуэты («Under Pressure» с QUEEN, «Dancing In The Street» с Миком Джеггером, «I’m Afraid Of Americans» с Трентом Резнором); песни о пришельцах и реальных людях, суфражистках и бунтарях, неудачниках и героях — что угодно, вплоть до radioedit «Slow Burn» (это уже для коллекционеров). Но, будь даже коллекция номеров в этом бесте совершенно иной, еще более пестрой и разношерстной, общее ощущение его цельности всё равно останется неистребимым. Дело не в том, что эти стилистически, фактографически и по прочим параметрам полярные песни спеты одним и тем же человеком; дело в том, что человек этот — Дэвид Боуи. И главное в нем — не тембр голоса или манера письма (и то, и другое может быть скопировано), а магия личности. Не будучи неповторимым как музыкант, он уникален как создатель собственного мира, принадлежащего только ему и доступного лишь тем, кого он изволит подпустить к замочной скважине входной двери. Впрочем, и дверь тут только кажется единственной (помните «Лабиринт»?), на самом деле их бесчисленное множество. Хотите ключи? Вот они, россыпью — 39 штук. Какой-то из них подойдет. Или несколько. Или ни одного.

М. М. Нокс (Екатерина Борисова)
Опубликовано в журнале FUZZ №4/2004

Tagged with: