Robert Plant & THE STRANGE SENSATION «Mighty Rearranger»

Robert Plant & THE STRANGE SENSATION «Mighty Rearranger»

Sanctuary, 2005

И ведь кто мог подумать! После настойчивых признаний Планта в том, что вдохновляет его нынче корневая африканская музыка — не та, что была давным-давно завезена в Америку вместе с черными рабами и стала дельта-блюзом, а исконные ее прототипы, этнически достоверные образцы; после того, как стало известно название грядущего альбома, наталкивающее на догадки о дальнейшем отступлении от всего привычного и подспудно ожидаемого уже два с лишним десятка лет; после недавних концертов, где эти песни подавались под густым барабанным соусом с добавлением электронных ориентальных приправ; после автобиографии на официальном сайте, наконец, где ни разу даже не упомянуто словосочетание LED ZEPPELIN… Кто бы догадался, что этот альбом окажется самым цеппелиновским в сольной карьере Роберта Планта? До дрожи знакомо сыгранным и невероятно молодым и звонким, тем самым голосом спетым? В «Somebody Knocking», например, сходство настолько бросается в уши, что хочется начать лихорадочно рыться в анналах: а не извлечена ли вещь из нереализованных сессий к «Led Zeppelin IV»? Россыпь узнаваемых звуков, ходов, тембров и интонаций сверкает повсюду, и ее блеск — встречаемый, в зависимости от умонастроения слушателя, с недоумением или же с радостью — слепит и сбивает с толку. Что случилось? И где подвох?

Никакого подвоха, надо послушать внимательно снова, а лучше два-три раза подряд. Впечатление не уйдет, химера обрастет плотью и займет отведенное ей место, но из ее обширной тени проступит ритм, которого никогда не бывало у LED ZEPPELIN: тугой равномерный бой там-тамов, то приближающийся вплотную, то глухо пульсирующий вдали. Озарит простое открытие, что здесь нет ни одного блюза — ни белого, ни даже черного — а баллады, напротив, структурированы не на северный манер. Что и рок-н-роллы тут странные, они прорисованы и вбиты в тело альбома гулкой басовой партией, и раскачка в них идет не от икроножных мышц, а откуда-то из подвздошья, из самого нутра. Что эти песни, в конце концов, совершенно невозможно привязать к какому-то стилю и окрестить каким-либо термином. Похожая штука, в общем, происходила и с LED ZEPPELIN, но там материал все-таки подлежал классификации, пусть и многоступенчато-замысловатой. А здесь звучит музыка — и только. Музыка как таковая. Складывающаяся вдруг произвольным образом в песни.

Какой вывод? Да любой. Ну, хотя бы тот, что подлинному творцу не надо верить на слово, даже если он говорит сущую правду. Ибо правда истинного творчества такова, что любое его описание не имеет смысла, поскольку бесконечно далеко и от замысла, и от конечного результата (которые сами по себе разнесены неимоверно). Если вы слышите именно то, что вам обещано, если все точно так, как сказано, и нет ни малейшего повода удивиться, восхититься, разочароваться, чертыхнуться, выключить на середине и поставить сначала, выстроить дюжину версий и тут же отказаться от них — значит, артист вам попался, может, и даровитый, но неведомым ангелом никогда не целованный. Я верю, что после концертов в Мали — да и вообще из большой любви к музыке Северной Африки — Плант загорелся записать чистопородный этно-роковый альбом. Я догадываюсь, почему в концертном воплощении этому материалу требуется более выпуклый ориентализм. И я знаю, что не так Планту безразлично прошлое, как он старается показать — просто он не хочет, чтоб его пожизненно идентифицировали только с LED ZEPPELIN. А посему не мог не поддаться искушению воссоздать тот самый звук собственными силами: мол, да, я оттуда, и хватит об этом. Могу и как в 1973-м, и как в 1979-м, да как угодно могу — но хочу другого. И ведь какая бездна иронии таится в самом названии альбома! Имеющий уши да услышит.

Альбом, собственно, должен понравиться всем, кто знает толк в LED ZEPPELIN и в сольной деятельности Планта. Запросы в нем удовлетворяются самые произвольные. Но вот полюбить его в один момент, с разбегу — сложновато (это вам не «Dreamland» — и жаль, что не таков, и хорошо, что нет). Надо привыкнуть, подступиться со всех сторон, расслушать как следует. В нем скрыто еще очень многое, о чем я и догадаться-то не успеваю. За Плантом вообще трудно поспеть, он слишком часто удивляет. И спасибо ему за это.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №5/2005

Tagged with: ,

Оставить комментарий