Cassandra Wilson «Thunderbird»

Cassandra Wilson «Thunderbird»

Cassandra Wilson «Thunderbird». Blue Note, 2006

Музыкальный класс. Примерно пятый

Кассандра Уилсон ныне как-то универсально любима публикой, причем именно за то, за что некогда таскали за волосья Нину Симон. А именно — за всепогодность настроений, под которые подбивается текущий песенный материал. При таких устремлениях надо иметь либо соответствующие музыкальные данные, либо порядочную смелость, либо просто пустую голову, забитую одной лишь модной теорией, что плохих музык нет, а потому склеивать хип-хоп с джазовым вокалом — хорошо и почетно. Спору нет, Уилсон — дама, не обделенная природными данными, однако они не есть талант, и не надо путать. Талант — это умение данными распорядиться, и вот тут в рассматриваемом случае наблюдается некоторая проблема. Несмотря на все изгибы карьеры, первым делом Уилсон мыслит о себе как о джазовой вокалистке: это еще не трудность — трудность в том, что за таковую ее принимают все прочие. Однако джаз, как вы, может быть, слышали — музыка во многом спонтанная, а чего Уилсон лишена напрочь, так это спонтанных реакций. «Thunderbird» — отличная иллюстрация: вроде, есть и голос, и благие намерения, а только спето все как будто по нотам, причем по весьма подробным, с указанием не только высоты звука, но и его динамических характеристик, всех этих сфорцандо-крещендо-диминуэндо. То есть полное ощущение, что дама смотрит в листы и делает все, что написано: велено поднять голос — идет вверх, велено потише — ну, она и не против. Кроме того, с некоторых пор Кассандра принялась сочинять песни, а этого она делать решительно не умеет — разница в «Thunderbird»  между ее опусами и какой-нибудь «Red River Valley» просто катастрофическая. Наконец, продюсером пластинки выступил Ти-Боун Бёрнетт, который, учтя все привходящие обстоятельства, свистнул на подмогу Кеба Мо, на все готового Марка Рибо, а также Майка Элизондо с его электричеством. Замысел был сделать этакий кроссовер между блюзом, соулом и джазом, но Уилсон не потянула даже того. Что Вилли Диксона, что народ, что себя она спела  «с чувством», как любят писать нервные барышни. С этаким, знаете, монотонным коктейльным чувством прекрасного, помноженным на музыкальный класс. Это вовсе не плохо, нет: тут есть уровень и прочее. Это всего лишь убийственно скучно. Ну, если в руках у вас нет коктейля, конечно.

Артем Рондарев
Опубликовано в журнале FUZZ №10/2006

Tagged with: