Крис Ри. Так просто

Крис Ри, концерт в СПб 11.03.2006. Фото: Алексей Паин

Крис Ри, концерт в СПб 11.03.2006. Фото: Алексей Паин

Третий визит Криса Ри в Россию стал последним — без кокетства, без дураков, без дальнейших поездок куда бы то ни было. Он уже наездился, он тяжело болен, он выпустил бокс-сет из одиннадцати блюзовых дисков и хочет весь отпущенный ему далее срок жизни просто тихонько играть блюз — любимый с детства, не приносящий доходов и славы, корявый простодушный блюз немолодого белого человека, родившегося не там и не тогда. Всю жизнь сочиняющего тонкие баллады, грустные реггеюшники и лихие боевики, всегда принимавшиеся на «ура» в Европе и даже в Азии (у нас, то бишь), но совершенно не сопрягающиеся с дельтой Миссисипи. А то, что уже лет двести играется в той самой дельте, и что Крис Ри пытался сочинять в последние годы и показывать на этом концерте, никак не соответствует тому, чего от него тут ждали. Хотя узнавали каждую песню и искренне аплодировали, но самый восторг пришелся, конечно, на «Josephine», «Julia», «I Can Hear Your Heartbeat», «On The Beach»… да больше хитов практически и не было, а до зуда в ладонях ожидаемая «Road To Hell» пришлась на самый конец двухчасового (с двумя бисами) концерта. Все прочее, что аккуратно началось в 20:00 и занимало большую часть времени, было одной большой попыткой черного блюза. «Я проснулся утром, мама, посмотрел на двор в окно — на дворе хреново, мама, там дождливо и темно» — дело не в точности перевода (хотя у него есть блюз с примерно таким началом), дело в том, что универсально называется feelin’ blue. Все это — простые, практически одинаковые гитарные зачины, иногда банджо, иногда губная гармошка, хриплый, густой, усталый голос — могло бы принадлежать старому пропыленному негру, сидящему на залатанной торбе у перекрестка торных дорог. Это было странно, наивно, откровенно, чуточку неуклюже — как нежность к долгожданному позднему ребенку. Это было абсолютно не для стадиона. Этого мало кто, похоже, изначально хотел. Это, возможно, нельзя ни понять, ни прочувствовать в России — у нас возле больших рек и на степных перекрестках поют совсем иное и иначе. Но этой незамысловатой магии почему-то невозможно было противиться.

Когда Крис Ри все-таки не вышел на третий бис, откуда-то сверху, из-под балкона раздался громкий возмущенный вопль: «Так просто ты от нас не уедешь!!!» Судя по голосу, кричал совсем молодой парень — и на что ему блюзы? Да, если вдуматься, на то же, на что и жизнь. И если не можешь о ней петь, так стоит хотя бы о ней слушать. В затопленных советскими водохранилищами деревнях когда-то сидели на завалинках деды и рассказывали такие же сказки странствий. Так же просто.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №5/2006

Tagged with: