Neil Young «Living With War»

Neil Young «Living With War»

Reprise Records, 2006

Весной этого года Нила Янга окончательно достала внешняя политика страны, которую он уже привык считать второй родиной. Последней каплей стала обложка «US Today» с изображением грузового самолета, забитого пострадавшими в Ираке американскими солдатами. Янг отложил все текущие дела и пошел в студию, где «живьем», практически без дублей, за неделю-другую записал «Living With War» с полностью новым материалом. В записи участвовал хор из 100 человек, барабанщик Чед Кромвель, басист Рик Розас и трубач Томми Брэй. Незадолго до официального релиза альбом был целиком выложен в Интернет для свободного скачивания — таким образом Янг подстраховался и от возможных неудач с продажами CD, и от обвинений в спекуляции на неудобной теме. Коммерческий успех его в данном случае интересовал меньше всего — гораздо важнее было широко обнародовать свою гражданскую позицию.

Позиция эта донельзя откровенна — ее можно вполне описать названием песни «Давайте Сместим Президента» — и столь же беспредельно наивна. Тому, кто привык к свободе слова как к реально действующему конституционному праву, довольно сложно осознать, что возможность публично и безнаказанно (мораторий на радиоротации — фигня) критиковать власти он имеет, прежде всего, благодаря тем самым властям — если не конкретному Джорджу Бушу, которого в США не облаивал только ленивый, то системе в целом. И, стало быть, система не так уж плоха. Точно так же наивно думать, что можно что-то всерьез отремонтировать в государственной машине путем исполнения песен протеста — история, во всяком случае, таких прецедентов не знает, хотя в ней случались и «Марсельеза», и «Интернационал». Умиляют и отдельные формулировки (скажем, в произведении «Ищем Лидера»: «Может, это баба, а может, даже негр» — фантастическое свободомыслие!), и кривые партии трубы, и трогательно-благостное хоровое исполнение «America The Beautiful» («а она мне нравится, хоть и не красавица»), и общая атмосфера агитбригады на выезде…

И, тем не менее, альбом очень хорош. В нем подкупает, прежде всего, жгучая искренность человека, который высказал все, что наболело, невзирая на большую вероятность бесполезности этого высказывания. Чья единственная мотивация – «Не могу молчать», а уж услышит ли кто — дело десятое. И когда он орет от боли и гнева, его мало заботит, насколько благозвучен крик, и насколько удачно подобраны слова. Потому подобный выплеск чувств не только вызывает безусловное уважение (тем более что слишком многие давно решили думать, что недеяние не только проще и удобнее, но и производительнее действия, и годами ждут, когда мимо проплывет труп врага), но и несет в себе огромный заряд энергии. Эти безыскусные песни на расхожих аккордах, с прямыми отсылками к Бобу Дилану и прочему американскому фольклору, удивительным образом располагают к себе и внушают надежду — то неясное чувство, которое можно описать фразой «все будет хорошо». То полузабытое ощущение единства, так характерное для золотой поры рок-н-ролла, не испоганенного еще ни шальными деньгами, ни наркотой, ни публичными дрязгами. Нил Янг говорит в одном из интервью, что «Living With War» не имеет отношения ни к 60-м годам, ни к рок-н-роллу, что альбом абсолютно современен и рассказывает о нынешних людях, об их страхах и чаяниях. И это правда — и, в то же время, не совсем. Потому что, в описанном контексте, рок-н-ролл и 60-е никуда не делись из его творчества. Стоит послушать лучшие песни альбома — и сразу на память приходит такая классика жанра как, например, «The Flesh Failures (Let The Sunshine In)». Только не в уродской версии ARMY OF LOVERS, разумеется, а в подлиннике, в финальной сцене фильма «Hair», где бывшие беззаботные хиппаны стоят над могилой друга, благородно и бестолково погибшего во Вьетнаме. Круг замыкается, изменить ничего нельзя — но почему-то думается, что можно. И что будет еще праздник на нашей улице. И мир во всем мире, конечно.

P.S. Тем, кто считает наивысшим достижением Янга саундтрек к «Мертвецу», «Living With War» не нравится.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №8/2006

Tagged with:

Оставить комментарий