THE BEATLES «Love»

THE BEATLES «Love»

THE BEATLES «Love». Apple, 2006

Восторга и негодования по поводу этого альбома — две равные горы. Негодующие кричат, разумеется, о покушении на святое и гнусном желании срубить лишнюю порцию бабла с наследия великих. Восторгающиеся в основном напирают на просветительский момент: мол, теперь THE BEATLES станут ближе и понятнее молодежи, «старьем» мало интересующейся. И обе партии, в общем-то, правы и неправы одновременно.

Для тех, кто еще не в курсе — беглый обзор истории вопроса. В свое время Джордж Харрисон дружил с Ги Лалиберте, основателем знаменитой шоу-труппы «Cirque du Soleil». Вместе они решили, что неплохо было бы составить саундтрек из музыки THE BEATLES к одной из постановок «Солнечного цирка». Три года назад это идея начала воплощаться в жизнь усилиями Джорджа Мартина и его сына Джайлса — с ведома и согласия Пола, Ринго, а также Йоко Оно и Оливии Харрисон. Премьера шоу под названием «Love» состоялась в июне 2006 года на открытии театра «Мираж» в Лас-Вегасе. Во все это, конечно, были вгроханы миллионы долларов и все те же три года плотной работы, так что дальнейшие заработки инициаторов и исполнителей данного труда ими, как минимум, заслужены. Особо стоит отметить заслуги Мартина-младшего, который по большей части и занимался всей звукорежиссурой — причем, по его словам, чувствовал себя так, будто он пририсовывает усы Моне Лизе. То есть понимал, на что замахнулся, и какой может последовать резонанс. И поэтому работал с величайшим тщанием, проявив отменный вкус и не допустив ни единой ошибки.

То, что он сделал, сейчас принято называть «mash-up», хотя вполне годится и старомодное слово «попурри». Приемы применялись разнообразные: из песен изымались те или иные куски и вставлялись в другие песни, какие-то номера перемиксовывались, где-то несколько вещей смешивались в одну, в каких-то местах убирались или добавлялись партии различных инструментов… Объяснять на словах это достаточно бессмысленно, лучше сразу слушать: ну, скажем, «Because», звучащую теперь а капелла, «Gnik Nus» — «Sun King», пущенную задом наперед и неожиданно превратившуюся чуть ли не в хорал, или «While My Guitar Gently Weeps», в которой соло-гитара заменена струнным квартетом (партию которого написал Мартин-старший). Да и любая другая вещь здесь отличается от канона. И это хорошо. Не потому что новое всегда лучше старого, вовсе нет — а потому что это не только новый звук, но и свежий взгляд. А поскольку все равно любая из этих песен давно и намертво засела в мозгу именно в каноническом варианте, то непривычное ее звучание неизбежно приводит к сравнению, а следовательно, к анализу. И открываются удивительные вещи: ну, скажем, из «A Day In The Life» легко и непринужденно выводится генезис чуть ли не половины песен Дэвида Боуи, а та же «While My Guitar Gently Weeps» оказывается гораздо ближе к английской фолк-традиции, нежели к блюзу (да и Клэптон там был, похоже, нафиг не нужен); здесь полно и психоделии, и рок-н-ролла, и арт-рока, и даже панка — притом что это все же поп-музыка; и, если озадачиваться итогами, то снова делается очевидно, что THE BEATLES таки гениальная группа. Ничуть не устаревшая даже и в прежнем саунде, просто слишком уж привычная и растиражированная, а посему замылившая ухо. Это как жемчуг, который теряет красоту, если его не носить. Ему нужно человеческое тепло. На эту музыку слишком долго было принято молиться, и мало кто осмеливался ею просто пользоваться. И, пущенная в дело, причем с толком и умением, она неминуемо воскресла. И оказалась все еще прекрасной.

Что же до заботы о молодежи, то, во-первых, издание Шекспира в комиксах никого к чтению еще не приобщало. То бишь с классикой все же стоит знакомиться сначала в подлиннике. А во-вторых, есть подозрение, что этот диск сильнее всего возненавидят ретро-рокеры и их фанаты — потому что он яснее ясного покажет, кто тут главный, а кто просто мимо ходил.

Впрочем, низвержение дутых кумиров — занятие полезное. Главное не ставить на их место новых. THE BEATLES — великая группа, спору нет. Но не неприкосновенная. И для озвучки циркового представления тоже вполне годится.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №2/2007

Tagged with:

Оставить комментарий