Patti Smith «Twelve»

Patti Smith «Twelve»

Patti Smith «Twelve». Columbia Records, 2007

Личный пантеон

Два месяца назад Патти Смит была наконец-то введена в Зал Славы Рок-н-Ролла. Ее реакция на это событие оказалась вполне предсказуемой: «Я этого не ожидала, ведь ни один мой диск не стал в Америке „золотым“. Да и вообще я считаю, что в рок-н-ролле не нужны никакие награды и церемонии. Но есть множество талантливых авторов, которые, безусловно, заслужили признания, потому что внесли огромный вклад в нашу историю. И я горжусь тем, что меня, оказывается, ценят столь же высоко. Ну и, кроме того, моим родным и друзьям было очень приятно узнать об этом».

Может показаться, что эта женщина, искренне восхищающаяся творчеством классиков и современников, даже не догадывается о своем культовом статусе и величине собственного вклада в рок-музыку. Но это не совсем так — иначе, записывая альбом кавер-версий, она не поставила бы себе задачу прежде всего популяризировать эти песни. Звучит странно — кто же не знает Джорджа Харрисона, Нила Янга, Боба Дилана, Курта Кобейна, наконец? — но наследие даже самого знаменитого артиста никогда не бывает изучено до конца, а самые прославленные его творения имеют свойство замыливать ухо. Смысл теряется, мессидж утрачивается — остается лишь набор привычных звуков. И любой кавер — это, прежде всего, попытка вдохнуть в песню новую жизнь, заставить ее прозвучать так, будто она написана вчера, обратить на нее внимание не только старых фанатов, но и тех юных слушателей, кто отмахивается от наследия великих, презрительно вещая о его «неактуальности». И Патти Смит повела себя так, как позволено лишь мудрой немолодой женщине с душой юной бунтарки: сняла с полки себя-икону панк-рока и снова положила на алтарь яростно и честно звучащего слова. Да, именно слова: по ее собственному признанию, отбирая песни для альбома, она искала в первую очередь тексты — стихи, до сих пор находящие отклик в ее сердце, а стало быть, способные зацепить и ее слушателей. Причем автор был важен далеко не всегда: скажем, песню TEARS FOR FEARS «Everybody Wants To Rule The World» Патти услышала по радио, сидя в кафе, и включила в альбом за подходящий текст, ничего не зная о самой группе.

Понятно, что были и другие критерии, иной раз довольно причудливые: THE ROLLING STONES — кумиры ее юности, Грейс Слик и «White Rabbit» всегда были для Патти одной из недостижимых вершин (и своей версией она даже сейчас не вполне довольна), Курту Кобейну она посвятила песню еще десяток лет назад, — а вот каверы на THE DOORS не стремилась делать никогда; «Soul Kitchen» включена в альбом лишь потому, что, по неизвестной причине, настойчиво звучала в ее снах. У каждой из этих 12 вещей своя история, так или иначе совпавшая с личной историей Патти Смит. Эти совпадения могут быть полными или частичными, что, конечно, отражается на результате; но никто не посмеет сказать, что Патти не имела права делать то, что сделала. И что этот результат неважен. Да, кого-то шокирует «Smells Like Teen Spirit», звучащая здесь как угрюмое кантри в духе 16 HORSEPOWER; кто-то удивится отсутствию привычного ситара в «Within You Without You»; кому-то не понравится мягкость хендриксовской «Are You Experienced?» или прямой накат «Changing Of The Guards», у Дилана не такой явный. Но равнодушных нет. И, значит, Зал славы, созданный этим альбомом, пустовать не будет. Что и требовалось совершить.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ № 6/2007

Tagged with: