Дэвид Бирн

David Byrne

В свое время группа TALKING HEADS была живым доказательством тому, что можно быть интеллектуалами, экспериментировать, меняться, и при этом пользоваться популярностью не только у критиков, но и у рядовых слушателей. Про тех же TALKING HEADS сейчас вполне серьезно и обоснованно пишут, что, мол, они навсегда изменили звучание 80-х. И Дэвид Бирн в ответе за все эти изменения чуть больше, чем его коллеги, потому что именно для него в искусстве никогда не существовало никаких границ.

Еще до того, как с группой подписал контракт какой-либо вменяемый лейбл, их музыку называли арт-роком. Потом с Британских островов пришел панк, и в ход пошли иные определения, да и сами музыканты не любили топтаться на месте, но, так или иначе, приставку «арт»- можно смело лепить ко всему, чем занимался Бирн. И даже в довольно-таки широких рамках TALKING HEADS ему быстро стало тесно.

Дэвид Бирн родился 14 мая 1952 года в Думбартоне, Шотландия, в семье инженера-электронщика. Вырос уже в Америке, в Балтиморе. Играл на гитаре в подростковых группах, названия которых теперь уже никому ничего не скажут. Пытался учиться в престижной род-айлендской школе дизайна, но, столкнувшись с тем, что не в состоянии общаться с сынками богатых родителей, бросил это заведение после года учебы. Учиненный Бирном перфоманс, в течение которого он брился под фортепьянный аккомпанемент, а тем временем девушка показывала залу карточки с фразами на русском, вспоминают до сих пор. А от подобных радикальных выступлений и до рок-н-ролла рукой подать — с друзьями Крисом Францем и Тиной Уэймаут Бирн сколотил группу под названием THE ARTICTICS, которая после того, как к ней присоединился бывший участник MODERN LOVERS Джерри Харрисон, сменила вывеску на THE TALKING HEADS.

На гастролях группы по Европе в 1977 году ее приметил Брайан Ино и предложил музыкантам свои услуги в качестве продюсера. Взаимоотношения Ино и Бирна — это тот случай, когда люди понимают друг друга даже слишком хорошо. Брайан, при полной поддержке Дэвида, в какой-то момент стал чуть ли не пятым участником группы, что вовсе не приводило в восторг всех остальных — чаша их терпения переполнилась после записи пластинки «Remain In Light» (1980). Не в силах расстаться с единомышленником, Бирн в 1981 году записал с Ино первый альбом «на стороне» – «My Life In The Bush Of Ghosts», отразивший увлечение музыкантов арабскими мелодиями. Тогда же Бирн впервые попробовал себя в качестве композитора для театра — написал музыку к бродвейской постановке «The Catherine Wheel». И, почувствовав вкус к индивидуальному творчеству, начал отдаляться от команды. Гастрольная деятельность TALKING HEADS постепенно сходила на нет, а Бирн, который когда-то сказал, что вообще-то с людьми надо нормально общаться, а не кричать на них со сцены, прекрасно себя чувствовал и без туров. Тем более что альбомы группы продолжали выходить. А Бирн был по уши занят в совершенно разных проектах, среди которых было продюсирование группы THE B’52S, а также написание музыки для кино и балета. В 1988 году вместе с Рюичи Сакамото и Конг Су Бирн получил «Оскара» за саундтрек к фильму «Последний император» Бернардо Бертолуччи. Теперь Дэвида уже просто обязаны были принимать всерьез.

Число проектов Бирна с годами не уменьшалось. Он учредил собственную звукозаписывающую фирму Luaka Bop, с помощью которой продвигал бразильскую музыку, читал лекции, начал профессионально заниматься фотографией. Сейчас его выставки проходят в галереях современного искусства по всему миру.

В конце концов, всем стало понятно, что на TALKING HEADS у этого человека просто не остается времени. Группа объявила о самороспуске в 1991 году. С тех пор Дэвид Бирн, может, и потерял в популярности, но никак не в уважении. Кажется, не осталось области искусства, где он не пробовал себя. Пока Тина Уэймаут и Крис Франц развлекались в GORILLAZ, Бирн выпустил книгу «Envisioning Emotional Epistemological Information» с DVD-приложением, которое содержит работы артиста в Power Point. С тех пор и по сей день он выступает с лекциями об этой программе. Его последний на сегодня альбом с абсурдистским названием «Grown Backwards» вышел в 2004 году. Его «Like Humans Do» слышали все, у кого есть Windows Media Player. А расписание его выставок похоже на расписание гастролей. И уже давно не получается удивляться ничему, что он делает. Поэтому, когда сообщают, что Бирн и Фэтбой Слим работают над театральной постановкой биографии Имельды Маркос, бывшей первой леди Филиппин и личности более чем неоднозначной, надо просто поверить собственным глазам. Все нормально. То ли еще будет.

Людмила Ребрина
Опубликовано в журнале FUZZ №5/2007 в рубрике «Человек месяца»

Tagged with:

Оставить комментарий