PJ Harvey «White Chalk»

PJ Harvey «White Chalk»

PJ Harvey «White Chalk». Island, 2007

И ощутить сиротство как блаженство…

Про Полли Джин Харви со всей уверенностью можно сказать одно — она давно старается не повторяться, и даже две работы подряд в сходной стилистике выпускает крайне редко. А раз ее предыдущий диск «Uh Huh Her» стал неким подведением итогов за целое десятилетие, вполне следовало ожидать, что после него Харви обязательно выкинет что-нибудь эдакое. В сущности, так оно и произошло — первая леди британского рока, талантливая гитаристка, она записала альбом, где нет ни рока, ни гитары. Полли Джин недавно села за фортепиано и теперь сочиняет песни за ним.

В продюсеры «White Chalk» были приглашены старые знакомцы — Флад и Джо Пэриш, однако это не значит, что на этой пластинке вы услышите что-то хотя бы отдаленно напоминающее предыдущие работы Харви. Более того, стоит признать, что в этот раз ей удалось создать совершенно оригинальный и штучный продукт, подобного которому до сего момента еще ни разу не выпускал артист такого калибра — скорее всего, прочим просто не хватало на это смелости. Ну, а Харви же просто снова доказала, что она — девушка совершенно без комплексов, и ничего не стесняется. Хотя на этот раз, пожалуй, немного постесняться не помешало бы.

По сути дела, в «White Chalk» практически нет песен как таковых. Вместо них наличествуют короткие фортепьянные зарисовки: недобрые, печальные и хрупкие. Зарисовки эти снабжены текстами, которые, в свою очередь, спеты нарочито высоким голосом. У некоторых подобное творчество вызывает ассоциации с примитивным искусством, у некоторых — с минимализмом, однако взрослые дяди, которые обычно играют в такого рода игрушки, во-первых, не дают слушателю забыться и всегда напоминают о правилах этой игры, а, во вторых, отлично владеют инструментом, чего о Харви сказать никак нельзя. На самом деле, этот альбом попадает под определение художественного произведения только потому, что в наше время искусством уже давно считается все, что заявлено как искусство. Но музыки в нем пугающе мало.

И можно сколько угодно рассказывать о том, что слушатель этой пластинки погружается в особую атмосферу щемящей тоски, и о том, что теперь Полли Джин Харви больше всего похожа на Алису, которая начисто потерялась на шахматной доске, и пока еще остается пешкой — от этого «White Chalk» менее дилетантской работой не становится. От человека, который в свое время записал «Is This Desire?», такого ожидать было сложно. Что ж, одно Харви удалось абсолютно точно — поразить всех в самое сердце.

Людмила Ребрина
Опубликовано в журнале FUZZ №10/2007

Tagged with:

Оставить комментарий