Дэвид Сильвиан

David Sylvian

David Sylvian. Photo: Donald Milne/davidsylvian.com

Дэвид Сильвиан шлифует свои произведения подобно восточному живописцу, который много лет совершенствуется только в одном жанре и достигает таким образом потрясающей глубины — когда общая канва известна, можно полностью посвятить себя нюансировке. Сильвиан может работать над композициями годами — особенно с тез пор, как создал собственный лейбл, и с Virgin его больше ничего не связывает.
Бывший денди и образцовый «новый романтик», а ныне отшельник из Нью-Хэмпшира, экс-лидер JAPAN, кажется, вот уже давно живет и творит в совершенно своей, параллельной реальности, с миром шоу-бизнеса практически не связанной. Он шаг за шагом избавляется от тех наносных и показушных элементов, которые так любил в ранней юности. Его путь — это путь от внешнего глянца к спокойной созерцательности. Путь, который может завершиться только со смертью идущего по дороге.

Дэвид Сильвин (урожденный Дэвид Алан Батт) родился 23 февраля 1958 года в Бэкинхеме. Его отец, профессиональный крысолов, по-видимому, мало интересовался искусством, а вот Дэвид и его брат заболели музыкой — их подростковыми кумирами были идолы глэм-рока. Мальчики красили глаза и учились играть на гитарах, а одноклассники их били и называли пижонами. Однако именно из тусовки школьных друзей, которые понимали друг друга, и выросла группа JAPAN, в состав которой вошли Дэвид Сильвиан, Мик Карн, Роб Дин, Ричард Барбиери и Стив Янсен. В своих самых первых опытах они ориентировались на работы Дэвида Боуи и NEW YORK DOLLS, а сходство голосов Сильвиана и Брайана Ферри заставляло сравнивать JAPAN с ROXY MUSIC, хотя Дэвид до сих пор среди своих учителей в первую очередь называет музыканта, который задержался в ROXY MUSIC совсем ненадолго — Брайана Ино.

Постепенно музыка JAPAN становилась все более утонченной, влияния все более сложными, и к четвертому студийному альбому группа окончательно обрела лицо. Сингл «Ghost» стал их первым и последним хитом, прорвавшимся в британские чарты, а в 1982 году, после выпуска диска «Tin Drum», группа распалась. По одной из версий, причиной развала послужила женщина, по другой — стремление Сильвиана полностью контролировать все, что попадается под руку.

Единственным «посмертным» альбомом JAPAN стала концертная пластинка «Oil On Canvas» 1983 года, а попытка реюниона, предпринятая в начале 90-х, была убита в зародыше — несмотря на то, что Virgin удалось собрать в одной студии бывших участников группы, Сильвиан настоял, чтобы результаты их трудов были выпущены под названием RAIN TREE CROW, хотя это и автоматически снижало сумму аванса. Запись была сделана без предварительных репетиций, а когда дело дошло до мишкирования, Дэвид фактически отстранил от процесса всех и полностью взял выпуск материала под свой контроль — нельзя сказать, что это способствовало восстановлению дружеских отношений, и с тех пор покой JAPAN больше никто не тревожил.

Ну, а Сильвиану уже тогда было наплевать на все игры подобного рода — он выпускал фотоальбомы, снял фильм о Японии, создавал инсталляции и, конечно же, записывал пластинки. С теми, кто, как ему казалось, лучше всего могли исполнить его музыку, демонстрируя безупречный вкус.

Парадокс всех сольных работ Сильвиана заключается в том, что он — человек, высоко ценящий одиночество, любящий работать самостоятельно и сам принимать все решения, раз за разом умудрялся создавать неимоверно сильные проекты. Среди тех, кто с ним работал, не было непрофессионалов и посредственностей, но двоих просто необходимо отметить отдельно — Рюичи Сакамото и Роберт Фрипп. Оба участвовали в сольных работах Сильвиана, с ними же он записывал альбомы «на паритетных правах» — самой известной работой Сильвиана и Сакамото стала песня «Forbidden Colors», вошедшая в саундтрек к фильму «Счастливого рождества, мистер Лоуренс», а совместный альбом с Робертом Фриппом «The First Day» на какое-то время вернул певцу ту сумасшедшую известность, от которой он сам отвернулся, распустив JAPAN.

Сейчас, пожалуй, Дэвид Сильвиан может похвастаться тем, что среди его слушателей нет случайных людей. Его карьеру теперь любят называть эзотерической, но, как ни забавно такое определение, неуместно здесь вовсе не оно, а само слово «карьера». Первый альбом нового проекта Сильвиана NINE HORSES «Snow Born Sorrow» записывался 4 года — и это нормально. Дэвид Сильвиан считает, что песни нового века должны быть провокационными и непростыми для восприятия — и это тоже нормально. Он — мастер оттенков, и те, кто приходят его слушать, привыкли эти оттенки различать. Дэвид Сильвиан никуда не торопится — он давно уже везде успел.

Людмила Ребрина
Опубликовано в журнале FUZZ №2/2008 в рубрике «Человек месяца»

Tagged with: ,