Patti Smith «The Coral Sea»

Patti Smith «The Coral Sea»

Patti Smith «The Coral Sea». PASK Records, 2008

Реквием на бис

Патти Смит, одна из величайших рок-певиц и главная панк-икона Америки, выпустила первый за свою карьеру полностью поэтический альбом.

Еще немного, и можно будет со всей уверенностью говорить, что 2008 год стал для Патти Смит одним из самых значительных. Кажется, при всем тотальном уважении и признании, никогда еще ее фигура не была окружена таким пристальным вниманием. Только минувшей весной вышло сразу два исследования, посвященные анализу разных этапов ее творчества. А еще два ретроспективных сборника фотографий будут изданы до конца года.

Документальный фильм «Patti Smith: Dream of Life» был отмечен наградой кинофестиваля «Sundance», а сама Патти получила почетную докторскую степень одного из университетов Нью-Джерси. И вот теперь на собственном лейбле «PASK» она издает «The Coral Sea» — альбом-посвящение одному из своих друзей, культовому фотографу Роберту Мэпплторпу.

Работы Мэпплторпа имели весьма ощутимый самостоятельный успех, а его портрет Энди Уорхола входит в десятку самых дорогих фотографий, но имя этого фотографа навсегда связано с именем Патти Смит — благодаря его работам, одна из которых украшает обложку альбома «Horses», сложился классический образ певицы. Без фотографий Мэпплторпа сейчас невозможно представить ни одну иллюстрированную биографию Патти Смит. С его неизменно черно-белых снимков смотрит похожая на индианку женщина без возраста, мудрая и загадочная. Женщина, которую позже называл «готической вороной» Сальвадор Дали. Роберт разглядел ее раньше всех — она запомнила это навсегда.

После того как в 1989 году Мэпплторп скончался от СПИДа, Патти сочинила в его память элегическую поэму о последнем путешествии «пассажира М», мечтающего перед смертью увидеть созвездие Южного Креста — «The Coral Sea». Поэма вышла отдельной книгой в 1996 году. А теперь, более чем десять лет спустя, певица решила снова вернуться к этой работе и превратить ее в самостоятельную сценическую постановку.

По сути, альбом «The Coral Sea» знаменует возвращение к самым истокам творчества Патти Смит — изначально она выходила на сцену, чтобы читать стихи, а петь начала гораздо позже. Она до сих пор выступает с поэтическими чтениями, с той лишь разницей, что теперь ее подмостки — отнюдь не маленькая площадка при церкви Святого Марка, как это было в далеком 1971 году, а самые престижные залы, и аккомпанирует ей вовсе не старый приятель Ленни Кей, безвестный клерк из музыкального магазина. В «The Coral Sea» это был Кевин Шилдс, гитарист одной из самых главных групп эпохи постпанка — MY BLOODY VALENTINE.

Новый альбом не должен разочаровать тех, кто хорошо знаком с творчеством Патти Смит. Стихи в ее исполнении звучат так же сильно и убедительно, как и песни — ведь в них текст всегда был важнее любой мелодии. Но здесь гипнотический ритм, создающий ощущение покачивания на волнах, слова, падающие камнями в застывший в благоговейном молчании зал, и психоделическая гитара, чаще напоминающая церковный орган, производят совершенно страшное и потустороннее впечатление. Даже если не понимать ни единого слова по-английски, все равно кажется, что присутствуешь на поминальной мессе. «The Coral Sea» — торжественный и одновременно очень тяжелый альбом. Каким и полагается быть прощанию с близким человеком. Даже если оно и публичное.

Людмила Ребрина

Tagged with: