Buddy Guy «Skin Deep»

Buddy Guy «Skin Deep»

Buddy Guy «Skin Deep». Silvertone, 2008

Блюз длиною в жизнь

«Skin Deep» — первый за последние три года альбом легендарного чикагского блюзмена Бадди Гая, и, что немаловажно, альбом с исключительно новыми песнями. Которые, как и полагается по законам блюза, ничуть не хуже старых.

С начала 90-х годов Бадди Гай записывается с самыми именитыми гитаристами (от Джеффа Бека до Марка Нопфлера), но при этом всегда умудряется превратить работу в беседу, а не в парад громких имен. Вот и в «Skin Deep» состав приглашенных музыкантов больше похож на дружеские посиделки, чем на простую попытку завлечь аудиторию пошире. Альбом не обошелся без участия старого друга и преданного поклонника Бадди Гая — Эрика Клэптона. Кроме него, на пластинке отметились любимый протеже Клэптона Дерек Тракс, известный последователь Хендрикса Роберт Рэндольф и девятилетний гитарист Куин Салливан, уже успевший поучаствовать в концертах Бадди в 2007 году. В «Skin Deep» символически представлены все поколения поклонников Гая, и в этом есть закономерность — без своих преданных последователей музыкант мог бы так и сгинуть в нищете и безвестности.

Фраза «артист ничто без публики»  для Бадди Гая значит больше, чем для кого бы то ни было. Ведь публика у него была особая — например, Джими Хендрикс, отменявший собственные концерты, чтобы сходить на очередное выступление блюзмена. Джими нравилось учиться у человека, в котором многие тогда не видели ничего особенного.

Когда в конце 50-х Бадди приехал в Чикаго, его взял под свое крыло Мадди Уотерс, и отчасти благодаря этому музыкант подписал контракт с Chess Records. Лейбл держал Бадди Гая на коротком поводке. Ему не давали записывать собственные песни — в основном предлагали аккомпанировать другим артистам. Его концертный саунд — сухой, громкий, с множественными фидбэками — шеф выпускающей фирмы Леонард Чесс считал обычным шумом. За семь лет Бадди Гай, к которому THE ROLLING STONES приезжали специально, чтобы взять автограф, выпустил всего один сольный диск. Да и там ему указывали, что петь и как играть. И только в конце 60-х, после того, как успешные молодые музыканты — Эрик Клэптон, Джефф Бек, Кейт Ричардс, тот же Джими Хендрикс — хором назвали Гая своим учителем, а на грязном и громком блюзовом саунде, арендованном у Бадди, стали зарабатывать миллионы, на Chess Records схватились за голову, но было поздно.

Однако даже публичные восторги новых кумиров публики не принесли Бадди Гаю достаточных дивидендов. Бывали периоды, когда он подрабатывал водителем или грузчиком, рискуя повредить пальцы и расстаться с гитарой навсегда. И до своего самого первого триумфа — а он случился только в начале 90-х — музыкант ни на что особенно не рассчитывал. Просто в какой-то момент очередная попытка Эрика Клэптона выдернуть друга из неизвестности увенчалась успехом. А поздняя слава почти не меняет людей — Гай не стал исключением. Его новый альбом тому самое убедительное доказательство.

«Skin Deеp» — это квинтэссенция всего, что можно ждать от Бадди Гая. Он все так же точен, артистичен и выразителен, а его стиль и мастерство продолжают вызывать восхищение. И догадаться, что этому человеку на самом деле 72 года, совершенно невозможно.

Сейчас, когда весь шоу-бизнес буквально захлебывается ностальгией, а современная поп-музыка в поисках новых трендов закапывается все глубже в мелодии начала прошлого века, только блюз еще не пал окончательно жертвой этой поистине всепланетной ревизии. Возможно, потому что еще остаются люди, которым не надо переслушивать старые грампластинки, чтобы писать эту музыку — они всё помнят и так. И среди них, конечно же, Бадди Гай. А всем прочим есть у кого поучиться. Пока еще есть.

Людмила Ребрина

Слушать альбом Бадди Гая «Skin Deep»  на Яндекс.Музыка:

Tagged with: