David Byrne & Brian Eno «Everything That Happens Will Happen Today»

David Byrne & Brian Eno «Everything That Happens Will Happen Today»

David Byrne & Brian Eno «Everything That Happens Will Happen Today». Todo Mundo, 2008

Зеркало прогресса

Кажется, уже не осталось такой области современного искусства, в которой Дэвид Бирн не попробовал бы себя. Человек самых широких интересов, он и успевает следить за постоянно эволюционирующими технологиями, и адекватно реагировать на все изменения в музыкальной индустрии, не зарабатывая, впрочем, на этом бонус-баллы в прессе — они Бирну уже давно без надобности. За последние годы он успел выпустить книгу с DVD-приложением о том, каким удобным инструментом художника может быть Microsoft Power Point (программа, во всем мире используемая исключительно как инструмент создания бизнес-презентаций), вернуться к работе в театре и вместе с Фэтбой Слимом поставить диско-оперу «Here Lies Love» о «железной бабочке Филиппин» Имельде Маркос, а также открыть в Сети собственную радиостанцию. Там Бирн примерно раз в месяц публиковал плей-листы своей любимой музыки, от этнических мелодий до саундтреков к фильмам культовых итальянских режиссеров, которые сопровождал комментариями и иногда делился своими наблюдениями о состоянии рекорд-бизнеса.

Нет ничего удивительно в том, что именно Дэвид Бирн показал себя человеком, прекрасно разбирающимся в том, как надо правильно приспосабливаться к новому миру, где любой музыкальный альбом проще скачать из Сети, чем купить. Не поддавшись общей ностальгической лихорадке, он отказался возобновлять сотрудничество со своими бывшими коллегами по TALKING HEADS, однако решился снова поработать со старым другом Брайаном Ино в надежде, что их совместное творчество принесет ему такую же радость, как и тридцать лет тому назад.

Когда-то Ино, случайно услышавшего тогда еще никому не известную группу TALKING HEADS на ее гастролях в Европе в 1977-м и предложившего им свои услуги в качестве продюсера, называли пятым членом группы. С самого начала Бирн и Ино понимали друг друга даже слишком хорошо, однако остальные члены группы были против такого интенсивного участия постороннего по сути человека в творческом процессе. Отношения Ино с группой закончились с выпуском альбома «Remain In Light», после чего Бирн записал с ним еще одну пластинку «My Life In The Bush of Ghosts», которая вышла в 1981-м.

Пластинка была переиздана в 2006 году. Практика обычная, но есть в этой истории один факт, который стоит отметить отдельно — два бонус-трека к альбому были изданы под лицензией Creative Commons, что означало: любой желающий может создавать ремиксы на эти песни, не платя авторам ни копейки. Тогда подобные инициативы от музыкантов такого уровня были еще явлением очень редким.

Свое новое совместное творение с Ино Бирн решил распространять самостоятельно через Интернет, не связываясь с лейблами. И этот шаг — одно из самых серьезных заявлений о том, что Интернет-самиздат переходит из разряда удачных авантюр групп RADIOHEAD и NINE INCH NAILS с мощнейшей базой лояльных поклонников в разряд нормальной практики и чуть ли не единственного правильного способа представлять свои работы. Первый официально выпущенный сингл с альбома «Everything That Happens Will Happen Today» за первые же три дня скачало более 40 тысяч человек. И есть нечто символичное в том, что новые теории подтверждает альбом, который рассказывает, как человек пытается остаться самим собой и выжить в мире, где цифровые устройства играют все большую роль.

«Everything That Happens Will Happen Today», напоминающий все три первых альбома TALKING HEADS одновременно, Бирн и Ино называют сборником «электронных госпелов», хотя этот термин не стоит воспринимать уж слишком буквально. Начисто лишенные восторженности, эти песни не о любви к Богу, а скорее о том, что не всегда можно вылечить раны, но можно уменьшить боль, и о том, что все когда-нибудь переменится — и, наверное, переменится к лучшему. И это те самые слова, которых так часто не хватает сегодня.

Людмила Ребрина

Tagged with:

Оставить комментарий