Conor Oberst «Conor Oberst»

Conor Oberst «Conor Oberst»

Conor Oberst «Conor Oberst». Merge Records, 2008

Американский фолк-трубадур Конор Оберст отправил свою группу BRIGHT EYES в отпуск и уехал в Мексику, чтобы записать первый за много лет сольный альбом и еще раз доказать, что ни один сонграйтер не может составить ему конкуренцию. Кроме Боба Дилана, конечно.

За Конором Оберстом прочно закрепилась репутация инди-вундеркинда. Произошло это в основном потому, что альбомы он начал выпускать еще раньше, чем закончил школу. На самом деле история его раннего успеха очень похожа на истории других одаренных детей, просто лет сорок тому назад мало кто мог позволить себе записывать пластинки для собственного удовольствия, не связывая себя обязательствами с рекорд-лейблами. А вот к началу 90-х ситуация изменилась, и Конор не замедлил этим воспользоваться. И в дальнейшем все работы его самой известной группы BRIGHT EYES выходили на независимом лейбле Saddle Creek Records, который его друг и коллега Майк Могис основал еще в 1993 году.

Во многом благодаря полному отсутствию контроля карьера BRIGHT EYES сложилась удачно — группа быстро набрала такой запас прочности и такой серьезный кредит доверия, что когда в начале 2005 года выпустила одновременно два совершенно разных альбома, они оба оказались в первой десятке американского хит-парада. А Конор Оберст с его сумрачными балладами и сложными текстами оказался причислен к новому фолк-движению, довольно быстро оставив всех, кто мог бы наступать ему на пятки, далеко позади.

Сказать, что Оберста всегда интересовал только фолк-рок — весьма серьезно покривить душой, но в своем сольном альбоме, который был записан в начале 2008 года всего за месяц, Конор обращается в основном к нему. Диск, просто названный «Conor Oberst» — прекрасный пример того, как можно использовать традиционные ходы, которые знает наизусть уже несколько поколений американцев, так, словно ты сам изобрел их вчера. Действительно, если взять за образец нарочито архаичный последний студийный альбом Роберта Циммермана «Modern Times», то между ним и сольным альбомом Оберста можно найти немало общего, но при первом прослушивании это совершенно не бросается в глаза. Кроме того, Конор довольно точно выдерживает общую несколько отстраненную манеру, характерную для подобного рода работ, и практически нигде не впадает в фирменную тоску. Создается впечатление, что песня за песней, итерация за итерацией Оберст воссоздает образ хрестоматийного фолк-сингера, постепенно освобождаясь от налета современности, чтобы потом с облегчением сбросить эту маску.

Несмотря на то, что у Оберста на первом месте не истории о других людях, а личные переживания, дистанция между автором и героем практически не чувствуется — тексты играют такую важную роль, что большинство рецензий оборачивается их пересказом. И это тот самый редкий случай, когда все время кажется, что этот парень ни единой буквой не врет. Да так, что когда он поет о том, что попади он в рай, ему там будет невыносимо скучно, в самом деле начинаешь беспокоиться: ведь его вправду потом туда заберут, и что же он будет делать? Ведь он там не встретит никого из коллег. Кроме Боба Дилана, конечно.

Людмила Ребрина