Tracy Chapman «Our Bright Future»

0
12
views
Tracy Chapman Our Bright Future
Elektra, 2008

Одна из самых серьезных фолк-певиц Америки Трейси Чепмен выпустила альбом с обманчиво оптимистичным названием «Our Bright Future», отчасти подводящий печальные итоги восьмилетней деятельности Джорджа Буша-младшего.

С тех пор как Трейси Чепмен с простыми и бесхитростными песнями о свободе и социальной несправедливости впервые успешно штурмовала хит-парады, прошло ровно 20 лет. Тогда, в 1988−м, мир отмечал 80−летие известного борца за права человека Нельсона Манделы, и чернокожая девчонка с акустической гитарой и текстами о революции неожиданно проснулась популярной, а ее исключительный коммерческий успех стал первым кирпичом в фундаменте грядущего фолк-возрождения Америки.

Теперь мультиплатиновые тиражи альбомов Чепмен в прошлом, и в этом нет ничего удивительного — слишком уж неброски эти пластинки, что с годами все больше становятся похожи на задушевные разговоры со старыми друзьями в прокуренном кафе за углом.

В том, что музыка Чепмен стала именно такой, есть много закономерностей. Для нее учеба стала возможной исключительно из-за социальных льгот, именно поэтому она так много говорит о политике и социальной ответственности.

Проведя детство в районе, где цвет кожи определял очень многое, она теперь не может воспринимать расовые проблемы как что-то, что ее не касается или просто не существует. Она начала играть на гитаре в 11 лет и стала писать песни, будучи еще подростком. Она выбрала фолк, поэтому все песни, в которых так или иначе можно было поднимать острые вопросы, пришли оттуда, но у Чепмен всегда хватало воспитания не звать никого на баррикады, а с возрастом размахивать кулаками хочется все реже. Странно как раз то, что в какой-то момент ее услышали.

Трейси Чепмен и сейчас говорит обо всех тех проблемах, что волнуют каждого гражданина Америки, проблемах, которые, в общем, и так уже всем известны, и о которых за прошедшие лет восемь кто только не говорил, но о них все равно как-то стыдно молчать. Потому что если твоя родная страна продолжает посылать своих граждан на смерть ради сомнительных целей, значит, надо продолжать искать виновных и требовать их к ответу.

«Our Bright Future» записывался тогда, когда все население Америка гадало о том, ждут ли их в ближайшем времени перемены, и если да, то каковы они будут.
И не зря именно «Our Bright Future» вынесена в заголовок новой пластинки Чепмен. Эта минорная вещь, рассказывающая о том, что все благие свершения Штатов остались в прошлом, исполнена такой неподдельной горечи и искреннего разочарования, что не может не привлекать всеобщего внимания. Однако нельзя сказать, что новый альбом Трейси целиком посвящен политике. Он, как и ее предыдущие работы, просто об Америке. Такой, какой ее видит Трейси.

С годами Чепмен мало меняется — для того чтобы отслеживать ее эволюцию как автора, надо учитывать малейшие нюансы аранжировок, а они всегда играют в ее альбомах исключительно вспомогательную роль, оставляя максимум простора для гитары и голоса. Чепмен прекрасно знает, в чем заключаются ее сильные стороны, и не сворачивает с однажды проторенной дорожки. Единственный эксперимент на «Our Bright Future» — немного салунная и одновременно утонченная «I Did It All». В остальном это все те же кантри— и фолк-песни с традиционным «I know Jesus loves me», неброские и неизменно печальные. Но за то щемящее чувство смутной утраты, что неизменно вызывают ее пластинки, снова хочется забыть о том, что на предыдущем альбоме мы слышали почти все то же самое.

Людмила Ребрина