Grace Jones «Hurricane»

Grace Jones «Hurricane»

Grace Jones «Hurricane». Wall of Sound, 2008

Нескромное обаяние каннибализма

В год своего 60-летия модель, актриса и певица Грейс Джонс выпустила первый за 19 лет альбом «Hurricane», ставший одним из самых впечатляющих камбэков 2008 года.

Грейс Джонс лучше других научилась обращать нестандарт в свое оружие. Уроженка Ямайки, она окончила театральный колледж, но нашла свое призвание на подиуме. Из-за излишне мускулистого сложения с ней отказывались работать нью-йоркские агентства, но в Европе, особенно в Париже, ее карьера складывалась исключительно успешно. Грейс, постоянную посетительницу знаменитого ночного клуба Studio 54, музу и доверенное лицо Энди Уорхола, называли «королевой гей-диско» еще до того, как она появилась на обложке одного из своих альбомов с мужской стрижкой и сигаретой в зубах. Начав сниматься в кино еще в первой половине 70-х, она в конце концов решила попробовать стать еще и певицей, и именно в музыке ее талант проявился наиболее ярко.

Первые три альбома Грейс Джонс – «Portfolio», «Fame» и «Muse» — были ориентированы исключительно на клубную сцену и оказались вполне стандартными поп-пластинками. Но так или иначе они достигли цели — вокруг певицы стала формироваться определенная прослойка поклонников (в основном нетрадиционной сексуальной ориентации), впечатленных ее имиджем и живыми выступлениями. Это был неплохой старт, но для того, чтобы удержаться в шоу-бизнесе надолго, его было явно недостаточно.

Когда пришла пора конвертировать в твердую валюту плоды панк-революции конца 70-х, а акции диско стали устойчиво падать в цене, Грейс записала два альбома «Warm Leatherette» и «Nightclubbing», которые, по большому счету, и принесли ей все последующие дивиденды. Многим эти диски показались несколько большим, чем просто сборниками замешанных на дабе кавер-версий песен Стинга, Игги Попа, THE PRETENDERS, ROXY MUSIC, FLASH AND THE PAN, THE NORMAL и Тома Петти — Грейс удалось, наконец, найти совершенно беспроигрышную формулу подачи материала, а песню «I’ve Seen That Face Before» теперь слышали даже те, кто не знает имени ее исполнительницы.

Однако время рискованных музыкальных ходов быстро закончилось. Джонс начала больше сниматься в кино — на начало 80-х приходится ее участие в довольно амбициозных кинопроектах «Конан-разрушитель» и «Вид на убийство»: в первом она произвела чудовищное впечатление на самого Арнольда Шварценеггера, во втором — отказалась от дублера во время исполнения трюка с прыжком с Эйфелевой башни. Артистка покинула Island Records и стала выпускать вполне мейнстримовые танцевальные пластинки, которые, как это водится, некоторое время еще пользовались популярностью. В 90-х, с приходом моды на электронику, наступило затишье. Ходили странные слухи о так и не завершенных проектах — об альбоме «Black Marilyn», на обложке которого певица должна была предстать в образе Мэрилин Монро, и диске «Force Of Nature», релиз которого якобы должен был состояться в 1998-м. Грейс выступала с концертами, участвовала в проекте «Паваротти и друзья», снималась в кино, продолжали выходить сборники и антологии, но в то, что она еще может всех сильно удивить, никто уже толком не верил.

Ее новый альбом «Hurricane», вполне вписывающийся в общее русло массового возвращения на сцену кумиров былых лет, с самого начала был весьма амбициозным проектом — но иначе за него просто не имело смысла браться. Над «Hurricane» работал тот же продюсерский дуэт Sly & Robbie, который делал с Грейс «Warm Leatherette» и «Nightclubbing», а еще на запись пластинки пригласили Брайана Ино и Трики. Рука последнего, к слову сказать, чувствуется в этой работе отчетливее всего. «Hurricane» — это, в первую очередь, сумрачная, гипнотическая электроника, вкрадчивая агрессивность, подспудно нарастающее чувство опасности. В этом весьма хитром альбоме, где на втором плане наверчено столько всего, что с первого раза и не раскусишь, нет ни одной вещи, которая не била бы в десятку, а Грейс демонстрирует форму, которой многие должны позавидовать. Но как бы она ни имитировала нежность в «I’m Crying (Mother’s Tears)», Грейс Джонс все равно остается женщиной, которой лучше всего удаются песни со страшноватыми текстами о том, как ей нравится видеть мужчин исключительно на блюде. И это тот редкий случай, когда в подобные заявления веришь безоговорочно.

Людмила Ребрина

Tagged with: