Меня там нет

I'm Not There

Фильм о вреде курения

10 лет назад Тодд Хейнс снял «Velvet Goldmine» и огреб плюшек от Дэвида Боуи за несанкционированное использование его песен. С Бобом Диланом все срослось — три десятка его песен (не только в авторском исполнении: с кавер-версиями отметились SONIC YOUTH, YO LA TENGO, CALEXICO, Игги Поп, Том Верлен и Эдди Веддер) законно озвучивают фильм, основанный на примечательных моментах его же биографии. Однако фамилия Дилана в фильме не звучит ни разу. Разыгрываются перекрестные эпизоды с участием сутулого бунтаря, а потом святоши Джека Роллинза, похожего то на Джонни Кэша, то на Тома Уэйтса, а также артистичного невротика Джуда Куина, актера-плейбоя Робби Кларка, черномазого беспризорника Вуди, человека, называющего себя Артюром Рембо, и неопрятного пожилого отшельника Билли. Все это, как нам толсто намекают кадр за кадром — личины Боба Дилана, вроде бы все правдивые, а вроде бы и не совсем. Иначе зачем весь этот маскарад? Стилистика претендует на изысканность и, страшно сказать, концептуальность: нарочитые закосы под авторскую манеру Годара, Феллини, Пекинпа и прочих классиков кинематографа должны усиливать эффект присутствия «там и тогда» и вообще большого и сложного искусства. Соответственно, фильм получил кучу номинаций и приз Венецианского кинофестиваля, а Кейт Бланшетт за роль Куина/Дилана достались вообще чуть ли не все возможные кинонаграды планеты. Понятно, что высокое начальство ошибаться не может, и фильм, стало быть, хороший. Одна досада — он дико скучный. Игра в угадайку (ага, Джулиана Мур/Элис Фабиан — это, поди ж ты, Джоан Баэз) приедается в первые же полчаса, удовольствие видеть в кадре кого-то там в эпизодических ролях Аллена Гинзберга, всех скопом Битлов и шушеры помельче — тоже из числа сомнительных, а густое курение главных героев как знак их душевных метаний и личных драм — это даже не смешно. Беспорядочные диалоги «за жизнь артиста» — в ту же помойку. Самый навороченный из байопиков последнего десятилетия по итогу оказывается самым пустым и никчемушным. Экранизация любой песни Дилана была бы интереснее — чай не комикс и не компьютерная стрелялка, есть, где порыться. Не говоря уж о простом и честном документальном фильме.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №11/2008

Оригинальное название: I’m Not There
Режиссер:
Тодд Хейнс
Год выпуска: 2007

Tagged with: