Джей Джей Кейл

JJ Cale

Его влияние на свой стиль не скрывают (наоборот, с гордостью признают) Эрик Клэптон, Марк Нопфлер, Нил Янг и Брайан Ферри — и не только они. Его песни – «After Midnight», «Cocaine», «Call Me The Breeze», «Sensitive Kind» — известны, пожалуй, любому меломану. Но только не в оригинале, а в кавер-версиях. И как зовут их автора, вспомнит далеко не всякий. А зовут его Джей Джей Кейл. Скромный гений, легенда и икона американского ритм-энд-блюза.

Надо сказать, что сам он не тяготится отсутствием всемирной славы. Наоборот, часто подчеркивает, что так ему удобнее жить. Его не узнают на улице, ему не нужно позировать перед телекамерами и каждый день давать интервью. На интервью он вообще соглашается очень редко – «с периодичностью появления кометы Галлея», как заметил один журналист — и говорит не о себе, а о музыке. О гитарах, звук которых модифицирует с тех пор, как этих гитар стало у него больше одной. О примочках, струнах и усилителях. О драм-машинах, которые чуть ли не первый применил в записи рок-альбома. Альбомов, кстати, за 40 лет карьеры он записал всего 17 (включая концертный и сборник редкостей), но искренне считает, что это очень много. И все называет демо-записями, материалом для дальнейшего оттачивания. Или для тех самых кавер-версий.

Песен, которые стали основой каверов, у него 37 (и это, конечно, не окончательная цифра), интерпретаторов же — сотни: Карлос Сантана, Джонни Кэш, LYNYRD SKYNYRD, SPIRITUALIZED, ALLMAN BROTHERS, NAZARETH, THE BAND, Донован, Джон Майалл… Из наших отметились КАЛИНОВ МОСТ, Чиж, Кирилл Комаров. Самое смешное, что каверы почти всегда ярче, весомее оригиналов. «After Midnight» действительно звучит интереснее у Эрика Клэптона, а «Cocaine» роскошна в ска-версии NAZARETH. У Кейла все скромнее: обычный голос, спокойный ритм, негромкие гитарные переборы. Но за всем этим кроется бездна вкуса и таланта. Это очень умные и красивые песни, в них есть то, что зачастую теряется в каверах — правдивость чувств, точность интонации, подлинность времени и места. И все оттенки жизненного опыта человека, который всегда боялся только одного — умереть в нищете.

Он родился 5 декабря 1938 года; вырос в Талсе, штат Оклахома, и зовут его на самом деле Джон Кейл. Удвоение инициала — J. J. — он придумал уже в середине 60-х, когда продюсер стал настаивать на псевдониме, чтоб не путали с Джоном Кейлом из THE VELVET UNDERGROUND. Однажды французский журналист написал, что настоящее имя Джей Джей Кейла — Жан-Жак; кое-кто подхватил байку, но это, пожалуй, единственный миф о Кейле. Во всем остальном его история очень ясна. Первые гитарные аккорды узнал у соседского мальчишки; в середине 50-х играл в барах, потом записал несколько синглов со своей группой JOHNNY CALE QUINTET. Пожил в Нэшвилле, потом в Лос-Анджелесе, работал с разными музыкантами и лейблами… В 1970 году «After Midnight» в исполнении Клэптона попала в Топ-20, и на Кейла наконец-то обратили внимание как на творца. Он стал записывать сольники, некоторые из коих побывали в чартах и служили неизменным источником каверов. Когда Кейл понял, что на авторские отчисления от перепевок своих песен может жить, не голодая, он оборудовал домашнюю студию и сбавил темп. С тех пор ведет тихую и размеренную жизнь: играет в клубах, когда ему вздумается, сочиняет и записывает песни, когда есть вдохновение. «Я просто гитарист и автор песен, в шоу-бизнесе мне делать нечего». Тот факт, что он родоначальник и символ целого стиля, который кто-то называет «нэшвилльским саундом», а кто-то словечком «laid back», ему льстит, но не выводит из равновесия. Он с удовольствием записывался с благодарным учеником — Клэптоном, играл на его фестивале «Crossroads»; этой весной их совместный альбом «The Road To Escondido» получил «Грэмми» как Лучший современный блюзовый альбом. Блюза, как и Клэптона, правда, там немного — сплошной Джей Джей Кейл. Он получил еще одну гарантию безбедной старости и может мирно сидеть на завалинке своего дома в Талсе и сочинять песни. Негромкие, красивые и мудрые. Которые кто-то обязательно перепоет и сделает всемирными хитами. Такое уж у этих песен свойство.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №12/2008 в рубрике «Зал славы»

Tagged with:

Оставить комментарий