Brett Anderson «Wilderness»

Brett Anderson Wilderness

B A Songs, 2008

Неизлечимый романтик

История первого и самого главного проекта Бретта Андерсона, группы SUEDE — это история бесполезных попыток избавиться от собственной тени. Команда, с которой, собственно, и началась вся Бритпоп-истерия, и которую критики в свое время признали «лучшей новой группой» авансом, даже не дождавшись выпуска дебютного альбома, была вынуждена с каждый новым диском заново достигать однажды завоеванных позиций, и, в конце концов, уступить по очкам более удачливым конкурентам — BLUR, OASIS и даже PLACEBO. И дело даже не в том, что их собственная производная от глэм-эстетики Дэвида Боуи и романтики THE SMITHS из рук вон плохо конвертировалась в иностранную валюту, а в том, что после ухода из группы Бернарда Батлера, единодушно признанного самым одаренным гитаристом поколения, все работы SUEDE были обречены на вечное сравнение с первым альбомом. Не в свою пользу, конечно же.

Впоследствии группа THE TEARS стала для Андерсона и Батлера последним шансом начать все заново, но музыканты, вынужденные постоянно выслушивать требования зала играть старые композиции вместо новых, долго вместе не продержались, и успех проекта был несравним с достижениями SUEDE. Теперь Андерсон говорит, что с самого начала знал, что все это было ненадолго. Однако именно после распада THE TEARS он осознал, что готов начать сольную карьеру.

В одиночку записывая пластинки, Бретт Андерсон наконец-то сумел освободиться от незримого присутствия Батлера за спиной, а значит, и избавиться от большей части давления прошлого, ставшего в последние годы совершенно невыносимым. Первый сольный диск Андерсона (без затей названный его именем) с филигранными струнными аранжировками ознаменовал новое направление в его творчестве — Бретт так и не расстался со своей фирменной меланхолией, но рок-н-ролльный период для него совершенно определенно закончился. Бретт надеется, что ему удалось позаимствовать хотя бы небольшую часть эстетики Скотта Уокера времен 60-х, когда тот был главным крунером на британской эстраде.

Своеобразная премьера второго альбома Андерсона «Wilderness» состоялась в июле 2008 года — диск в цифровом формате получили на usb-флэшке все посетители специального концерта, а к осени пластинка вышла и на обычных CD.

Альбом, записанный Андерсоном всего за семь дней при участии единственного аккомпаниатора, виолончелистки Эми Лэнгли, по сравнению с дебютным сольным диском кажется откровенно некоммерческой и даже в чем-то радикальной работой. Минималистичные аранжировки как нельзя подходят песням Андерсона, подкупающим своей открытостью и мрачноватой романтичностью, однако эти песни прекрасно иллюстрируют тезис, что абсолютное совершенство может нагонять тоску. И несомненная ирония заключается в том, что теперь Бернард Батлер, работающий с Даффи — возможно, самой лучшей новой артисткой 2008 года — продолжает идти параллельным курсом с Бреттом. Он ведь теперь тоже разрабатывает эту новую золотую жилу — наследие эстрадных артистов тех времен, когда мир еще окончательно не пал под натиском новой формации r’n’b.

Однако совершенно очевидно, что для Андерсона все игры в шоу-бизнес окончены. Он пишет пластинки однозначно для собственного удовольствия и издает их на своем лейбле так, как считает нужным их выпускать в мире побеждающего Интернет-пиратства. И вообще ведет себя так, как и положено серьезному взрослому артисту. Артисту, умудрившемуся, впрочем, в 40 с лишним лет оставаться в своем творчестве искренним трепетным юношей.

Людмила Ребрина