Питер Мерфи

Peter Murphy

Из всех признанных предтеч готик-рока группа BAUHAUS наиболее полно воплотила в своей эстетике все те элементы, которые позже нашли широкое применение в этой субкультуре. BAUHAUS были первыми. Это их способ подавать себя, их реквизит и их театр. И у этого театра, как полагается, есть художественный руководитель: Питер Мерфи — один из самых харизматичных шоуменов в мировом роке, крестный отец готики и внебрачный сын Зигги Стардаста.

Питер Джон Мерфи родился 11 июля 1957 года в английском городе Норхэмптоне. Студент арт-колледжа, он музыкантом быть даже не собирался. Все, как водится, решил случай. Когда в 1978 году на волне всеобщего панк-сумасшествия гитарист Дэниел Эш, басист Кевин Хэскинс и ударник Дэвид Джей собрали группу THE CRAZE, у них не оказалось под рукой приличного вокалиста. Эш, с самого начала отличавшийся концептуальным подходом ко всему, решил, что его старый приятель Питер Мерфи, пожалуй, может подойти. То, что до этого Мерфи не пел и не писал никаких песен, Эша не смутило. А понимание того, что рок-сцена — это, в первую очередь, театр, у Питера было в крови.

Так появился BAUHAUS 1919. Имя новой группе Мерфи подобрал по названию немецкого художественного объединения, в свое время провозгласившего «новое единство искусства и технологии». Оттуда же пришел фирменный шрифт, используемый в оформлении всех пластинок, а цифры в заголовке со временем атрофировались.

Первый же их сингл «Bela Lugosi’s Dead» стал очень серьезной заявкой на каюту на пароходе истории. 9-минутный трек, записанный живьем в студии, уже тогда показал, как BAUHAUS сплавляют в своей музыке в единое целое самые разные элементы — от безумия THE DOORS до холодной расчетливости краут-рока. Ну, и не будь глэм-эпохи, они бы никогда не стали именно такими — очевидцы ранних концертов BAUHAUS пишут, что Мерфи и Эш напрямую пародировали пару Боуи-Ронсон.

Однако BAUHAUS слишком быстро стали заложниками собственного стиля и распались в 1983 году, успев выпустить четвертый альбом, где продемонстрировали, как могут выглядеть все их идеи, если их смело гиперболизировать. Журналисты к тому времени уже успели родить термин «готика», и Питер Мерфи, уходя из команды, всерьез был озадачен, как от этого ярлыка избавиться.

Оказавшись в одиночестве, Мерфи столкнулся с еще одной проблемой: он до сего момента никогда не писал музыку сам. Его новым соратником стал Мик Карн из JAPAN. Так образовался проект DALI’S CAR, которому было суждено выпустить всего один альбом – «The Waking Hour» (1984). Скоро все поняли, что трения между соавторами слишком сильны, а игра не стоит свеч.

После этого эпизода Мерфи решил заняться сольной карьерой. Его первый альбом под названием «Should The World Fail To Fall Apart» вышел в 1986 году, а ко второму Питер удачно подобрал себе постоянного соавтора, клавишника Пола Стетэма, и начал сочинять музыку сам, не оставив в своем багаже от наследия BAUHAUS ничего, однако в звуке и манере многое взяв у Боуи — на этот раз уже берлинского периода. Вместо зловещего черного клоуна, танцующего в бликах света свой болезненно изломанный танец, на сцену вышел аристократ и романтик. Мерфи изменился не в одночасье, но контраст с ранними выступлениями BAUHAUS был велик.

Почти все его сольные альбомы — это очень качественные поп-работы, умные, тонкие и интеллигентные, с бездной обаяния, но при этом без серьезных музыкальных откровений. Только со временем Востока в них становилось все больше и больше — в начале 90-х Мерфи эмигрировал с семьей в Турцию, где ударился в ислам и изучение суфийской мудрости. Это не могло не отразиться в музыке, но такой поворот приняли далеко не все.

А в 1998 году прошлое прикинулось змеей и укусило себя за хвост — на сцену, презрев былые разногласия, снова вышли BAUHAUS. Мерфи, который не раз утверждал, что группа распалась слишком рано, и ей есть еще что сказать, в конце концов, оказался прав. И 15 лет молчания пошли BAUHAUS на пользу. Записанный по мотивам тура, иронично названного «Возрождение», концертный альбом «Gotham» продемонстрировал зрелый BAUHAUS, без надлома и зашкаливающей манерности, но при этом не менее завораживающий.

Тогда же со сцены прозвучала новая песня – «The Dog’s A Vapour», что дало повод для слухов о студийном альбоме, но группа проявилась опять только в 2005 году. BAUHAUS съездили в несколько туров (один — совместный с NINE INCH NAILS, и Трент Резнор был счастлив), представили публике пару новых песен («Adrenaline» и «Endless Summer Of The Damned») и записали новый альбом. А значит, история еще не дописана, и Питер Мерфи обязательно снова выйдет на сцену, чтобы выкрикнуть в микрофон: «Undead!»

Людмила Ребрина
Опубликовано в журнале FUZZ №7/2007 в рубрике «Человек месяца»

Tagged with: ,