Боб Дилан «Хроники. Том 1»

Существует очень немного мемуаров, которые имеют самостоятельную ценность именно как художественное произведение, а не как некий сборник исторических фактов, приведенных в более или менее удобоваримый вид. Самый яркий пример — «Настоящая книжка Фрэнка Заппы», которая уже и не автобиография никакая, а чуть ли не социальный памфлет, который промывает мозги незаметно и ненавязчиво, но с большой степенью эффективности.

«Хроники» Боба Дилана — еще один случай, когда воспоминания превращаются в нечто больше. Книга не заявлена как роман, но вполне могла бы им быть. Ее легко можно читать, не зная не только в изобилии упоминаемых в ней людей (впрочем, в качестве приложения дается именной указатель), но даже и кто такой сам автор — читать просто так, ради мелких деталей, каких-то совершенно роскошных подробностей, которые поражают своей красотой и тем, как тепло и бережно они перебираются рассказчиком, словно каждая из них имеет свою особенную ценность.

«Хроники» — это аккуратные, лаконичные и очень емкие зарисовки и набросанные парой штрихов портреты, где самое главное — безошибочное понимание того, что книгу писал поэт. Это честная история без минимальных попыток казаться лучше, без кокетничанья с самим собой. И это попытка точного отражения времени. А еще — полное отсутствие привычного «перца», которым просто засыпаны сверх меры все рок-н-ролльные биографии, а также всяческой надломленности, болезненности, которая в роке-среде так часто ассоциируется с гениальностью, и так привлекает экзальтированных поклонников. Зарисовки о городах, о прочитанных книгах, об историческом процессе, о встречах и расставаниях, и о музыке, конечно — она в «Хрониках» основной герой. Несмотря на намеренно сбитую хронологию, эта книга — о росте личности, о поиске пути и трансформациях человека, которого просто нельзя не уважать, потому что сам он умеет ценить и уважать других, самых разных — знакомых и незнакомых. Что во время повального «поиска пути в большую литературу» кажется таким странным и правильным одновременно.

Людмила Ребрина
Опубликовано в журнале FUZZ №5/2006

Tagged with:

Оставить комментарий