Barry Adamson «Stranger On The Sofa»

Barry Adamson Stranger On The Sofa

Похоже, все разговоры про Адамсона обречены начинаться с того, что он когда-то, Бог знает как давно, играл в группе Ника Кейва. Положение сильно осложняется участием того же Кейва в записи альбома «Oedipus Schmoedipus» — пропустить этот факт невозможно, однако при этом не проясняет он совершенно ничего. Можно держать в уме только одно: Барри Адамсон ушел из THE BAD SEEDS, чтобы заниматься принципиально другими вещами. То есть совершенно не похожими на то, что он делал раньше. И к рок-н-роллу не имеющими прямого отношения.

«Саундтрек к несуществующим фильмам» — довольно-таки расхожее определение его музыки; хотя и не абсолютно точное, но хоть что-то отражающее. Его главным образом стоит отнести к первому альбому Адамсона — «Moss Side Story», вышедшему на «Mute Records» в 1989 году. Последующие работы удачно развивали заложенные там идеи, хотя фильмы могли существовать не только в голове автора. Почти везде во главу угла поставлена весьма специфическая атмосфера, действительно отсылающая к почти забытым лентам в стиле нуар. А чтоб ее достичь, Адамсон использует все возможные средства. И тут уж неважно, что на этот раз попало в набор — от вокала Диаманды Галас и саксофонных партий до уличного шума. И наблюдать, из чего он будет эту самую атмосферу лепить в следующий раз — отдельное удовольствие.

Если не сильно углубляться в детали, Адамсон за все эти годы не так уж и кардинально изменил своим принципам написания альбомов. Его авторский стиль вполне узнаваем. Задавшись целью отследить эволюцию в его работах, можно заметить, что со временем он чуть аккуратнее стал использовать шумы и spoken word, и больше внимания уделять инструментальной части. И совершенно не факт, что это свидетельствует об упрощении задачи.

В «Stranger On The Sofa» Адамсон чуть подрастерял мрачности, но ощутимо прибавил во внятности и четкости. В результате альбом кажется более легким, что, в общем-то, отчасти иллюзия. Он не так прост — с промежуточным финалом («Deja Morte», парная к первой композиции «Here In The Hole», не завершает альбом, хотя любой другой человек поставил бы ее последней), с несколькими несложными песнями, которые не затмевают собой все остальное, как это было с «Jazz Devil» на пластинке «As Above So Below». Это все то же авторский инструментарий, просто еще лучше заточенный. Это все та же ненавязчивая смена стилей (от эйсид-джаза до пост-панка), та же манера цитировать — так, чтобы все компоненты эффективно работали на единое целое. Это все тот же уровень — на определенном этапе ниже определенной планки упасть уже невозможно. И это чувство, что случайно встретил на улице старого знакомого, а он, кажется, не только ничуть не изменился, но даже помолодел. Чем не повод для хорошего настроения?

Людмила Ребрина

Tagged with: