Союз Серокрылых

Haibane Renmei

Где-то там, в одной из дальних сфер, отрезанные от всего мира Стеной, живут странные, похожие на ангелов дети, считающие себя ошибкой Бога, промежуточным звеном Творения, забытым и заброшенным… Никто толком не знает, почему они попадают сюда. Они уверены, что должны что-то помнить, что у них должны быть родители, что они жили раньше где-то еще, и, может быть, кто-то может их встретить и узнать. Но им некуда идти, кроме одного-единственного города, а из памяти осталось только одно – сон, предшествующий их появлению в этом мире. У каждого – свой. И если тебе снился кошмар, это значит – ты чем-то его заслужил.

История, рассказанная в «Союзе Серокрылых», при всем весьма недвусмысленном антураже (нимбы и крылья героев, рассуждения о круге грехов грехах и способах его разорвать) заставляет в первую очередь вспомнить отнюдь не священные тексты, а, как это ни странно, «Град обреченный» братьев Стругацких. У этих произведений и впрямь много общего – от замысла, до некоторых вполне конкретных деталей, хотя, возможно, режиссер Токоро Томокадзу об этом никакого понятия не имеет, просто так часто бывает, что разным людям посмертие видится одинаково.

Искать же в «Союзе» христианский канон и несоответствия этому канону – занятие в равной степени как увлекательное, так и бессмысленное. И не только потому, что Токоро неоднократно называл свое произведение «нехристианским», но и потому, что не в крыльях и нимбах суть. Они – всего лишь средства визуализации внутренних состояний, а на самом деле тема поисков выхода из замкнутого круга одних и тех же ошибок решается персонажами очень по-буддистки. И, главное, решается аккуратно и тонко. «Союз» — это в очень большой степени история жестов и случайно оброненных фраз.

Повествованию негде развернуться – все-таки 13 эпизодов, не 26, но именно такой формат позволил избежать длиннот и преувеличенного акцента на эмоциях. Пожалуй, это тот самый редкий случай, когда вещь, в которой с виду ничего серьезного не происходит, и все персонажи заняты вполне себе бытовыми проблемами, держит в таком напряжении.

Любопытство – вот главная ниточка, за которую постоянно дергают создатели сериала. Но они же, в конце концов, и оставляют зрителя с тем же самым набором вопросом, что и в начале. Мы так и не узнаем, кто и почему попадает в этот мир, что находится за Стеной, которая окружает город, куда уходят Серокрылые, когда их время истекает… И именно это и придает происходящему такую пугающую достоверность. Потому что есть вещи, и в их, и в нашем мире, которое можно только принимать или не принимать на веру. А эта история, по сути, о вере и ее обретении. История горькая, но, когда речь заходит о таких вещах, по-другому просто не бывает, не правда ли?

Людмила Ребрина

Tagged with: