Бликса Баргельд & Тео Теардо. Still Smiling

Москва, клуб “Театръ”, 14 марта 2014

Пока тяжелая махина EINSTÜRZENDE NEUBAUTEN готовится к очередной пересборке, финальная фаза которой намечена на осень, Бликса Баргельд выступает отдельно — с итальянским композитором Тео Теардо. Их дуэт вырос из работы над музыкой к спектаклю «Ingiuria» авангардного театра Socìetas Raffaello Sanzio и саундтрека к фильму «Una vita tranquilla»  режиссера Клаудио Купеллини. На их счету — альбом «Still Smiling» и лимитный EP «Spring». А программа, с которой они выходят на сцену, — это, наверное, лучшее, что делал лидер «Саморазрушающихся новостроек» за последние десять лет.

Нельзя сказать, что «Still Smiling» открывает какие-то принципиально новые грани творчества герра Баргельда, просто там есть все, за что мы привыкли его любить, плюс отличные мелодии. Альбом не выходит за рамки условно-комфортной зоны — песни настолько напоминают прошлые работы Бликсы, что у старых поклонников остается ощущение пребывания в той привычной гавани, куда они попали с момента выхода «Silence is Sexy», но при этом очевидно, что Тео проделал огромную и кропотливую работу. То, что альбом оказался таким сильным в музыкальном плане — во многом заслуга Теардо, с его саундтреками к театральным постановкам и художественным фильмам. Впрочем, за плечами Бликсы сходный опыт, и не меньший. Возможно, потому они так и совпали. Городские кочевники с объемным багажом театральных и киноработ и сходным пониманием того, что они хотят от музыки. И как результат, «Still Smiling» — грамотный суммарий того, что Бликсе удается лучше всего. И в концертных версиях это проступает еще более отчетливо.

Ключевые моменты выступлений Баргельда и Теардо — театральность и минимализм. Именно поэтому в исполнении Бликсы звучит вдохновленная Брехтом «Alone With The Moon» группы TIGER LILLIES. Поэтому в качестве аккомпанирующего инструмента выбрана виолончель, а на московское выступление приглашается струнный квартет. И поэтому минималистичная сцена клуба «Театръ» с его красным, словно заимствованным из старых фильмов Дэвида Линча, занавесом так идеально вписывается в происходящее. На сцене Бликса at his best.

Да, мы, конечно, все это видели и раньше. Баргельд не изменяет себе ни в чем — все тот же черный костюм-тройка, все те же наукоообразные парадоксальные тексты, написанные сразу на нескольких языках (просто на этот раз в его копилку к английскому, латыни, французскому и японскому добавился итальянский), те же давно отрепетированные жесты и нарочито комедийные повадки примадонны. Весь набор сценических приемов, которые мессир вот уже много лет демонстрирует со сцены в самых разных проектах — он здесь, перед вами. Но есть небольшая разница: в этот раз у него все получается удивительно легко. И концерт воспринимается как одно большое возвращение домой. И песни, которые в записи кажутся мягкими и вкрадчивыми — привет расслабленной атмосфере побережья Сардинии, — обрушиваются на публику всей своей невероятной мощью, которую встречаешь с радостью, как старого друга. И эта радость взаимна.

Бликса шутит с залом, кокетливо перебрасывает за сцену букеты, жмет чью-то руку со словами: «Это — вам всем», — и широким жестом обводит зал, рассказывает, что еще тогда, когда впервые обзавелся лэптопом, стал вести в нем список слов, которые хотел бы когда-нибудь использовать в песнях, и следом сразу же объявляет «Defenestrazioni». Он фактически превращает «Come Up And See Me» в небольшую сценическую миниатюру. Он не только пропевает, он проигрывает каждую вещь. Это еще не Rede, но уже не железные тиски программы NEUBAUTEN (где волей-неволей, а кто-то должен за твоей спиной дудеть в водопроводную трубу, и вот так — уже больше 30-ти лет). Очень чувствуется, что материал ему еще не успел надоесть. И это важно, потому что есть вещи, которые не скроешь за отрепетированной программой. И чей-то комментарий после: «А я-то уж было совсем разочаровался, а он вон теперь какой» — лучший итог всего концерта. Тем более, что бывает такое совсем не часто.

Текст: Людмила Ребрина
Фотографии: Наталия Меркулова

Сет-лист

1. Nur Zur Erinnerung
2. Mi Scusi
3.  Axolotl
4. Buntmetalldiebe
5. Still Smiling
6. Nocturnalia
7. What If
8. Konjunktiv II
9. The Empty Boat (Caetano Veloso cover)
10. Come Up And See Me
11. Alone With The Moon
12. A Quiet Life
13. Negroni

***
14. Soli Si Muore (Patrick Samson cover)
15. Nirgendheim
16. Defenestrazioni

Tagged with: ,