Космополис

Cosmopolis

Show me something I don’t know

Как-то поутру миллиардеру Эрику Пэкеру приспичивает сделать новую стрижку, и он, презрев предупреждения службы безопасности, отправляется в навороченном лимузине на другой конец города, где расположен единственный подходящий для этого важного дела салон. Где-то за бортом лимузина болтаются: кортеж американского президента, похоронная процессия известного артиста, анархисты с трупами крыс в карманах и неизвестный с ружьем, который зачем-то охотится на главного героя. Как и в «Crash» (сценарий к которому Кроненберг тоже писал сам), автомобиль здесь — нечто большее, чем просто металл и кожа. Внутренности лимузина становятся декорацией для издевательской авторской постановки, которая лишь для приличия маскируется под детективное кино. Стены лимузина — последний бастион защиты от внешнего мира. Пока Эрик внутри, ему кажется, что он в безопасности. Хотя его собственный мир последовательно разрушается. И вот мистер Пэкер сначала теряет галстук, потом пиджак, потом жену, состояние, охрану, и, наконец, сам выходит на улицу из-под защиты бронированных стекол, чтобы встретиться со своим страхом лицом к лицу…

Те, кто просто повелись на рекламу и пошли смотреть кино с «этим парнем из “Сумерек”», отчасти получили то, что хотели. Роберта Паттинсона в кадре много, весь фильм фактически держится на нем, и он абсолютно адекватен поставленной задаче практически в каждом кадре. И кажется, это был лучший каст из всех возможных. Потому что даже если вас безмерно бесит Паттинсон — это тоже работает на фильм. «Космополис» не предполагает обязательного сопереживания главному герою. И если вы видите только дешевые понты — так даже лучше. Тем веселее покажется эта история, которая начинается именно с понтов.

«Космополис» — безумный трип, путешествие на край смерти, впрочем, прекрасно срежиссированное. Каждая деталь, упоминающаяся в бесконечных диалогах (в фильме потрясающе много болтают и удивительно мало делают) в конце концов работает на общую идею. Каждая сцена, даже если можно подумать, что она добавлена только для того, чтобы вы покраснели или похихикали, потом ляжет в общую мозаику. При этом нет ощущения, что автор использовал шаблонные решения, чтобы добиться нужной реакции. Очень точно поданы сцены насилия — все, как одна, совершенно внезапные и алогичные, и именно поэтому жуткие. Роскошна сюрреалистичная сцена уличных беспорядков озвученная речью финансового аналитика, произносимой под водку и звучащей как хрестоматийный бред. Некоторые диалоги как будто подслушаны за соседним столиком в кафе. Удачен ностальгический экскурс в детство главного героя — ровно после того, как тот хладнокровно убивает человека.

По своим визуальным решениям «Космополис» во многом выглядит как кино из 90-х, которое внезапно занесло в наши дни, хотя это, скорее, сделано для того, чтобы придать событиям налет документальности. Кроненберг не писал сценариев к своим фильмам со времен «Экзистенции», и это тоже заметно – «Космополис» очень выламывается из ряда его последних работ, но скорее уже они были не очень типичны. Да, здесь можно найти элементы самоповтора. Да, как и в «Crash», главному герою не остается ничего, кроме как находить извращенное удовольствие в саморазрушении. Но если в «Crash» был совершенно определенный happy end, то финал «Космополиса» открыт. Ты получил все, к чему так стремился. Вот она, твоя боль. Но ее ли ты хотел на самом деле?

Людмила Ребрина

 

Оригинальное название: Cosmopolis
Режиссер: Дэвид Кроненберг
Год выпуска: 2012

 

Tagged with:

Оставить комментарий