Paul Rees «Robert Plant: A Life»

Robert Plant A Life

В прологе книги Пол Риз признается, что общался с Робертом Плантом не так уж близко, но у него, надо все-таки признать, получилась довольно подробная история. Автор постарался собрать максимум доступной информации, поговорить с теми, у кого давно уже никто ничего не спрашивал, и не упустить ни одного важного события. Книга условно поделена на три примерно равные части — карьера Роберта до LED ZEPPELIN, собственно период «дирижабля» и сольные годы. Все освещено примерно в равном объеме и с одинаковым уровнем подробностей. Казалось бы, что еще надо для полного счастья? У этой биографии есть одна серьезная проблема: Риз умудрился сделать совершенно невероятную вещь — он написал СКУЧНУЮ книжку.

Да-да, с таким-то исходным материалом на выходе получился совершенно зубодробительный опус, читая который засыпаешь моментально. И даже если вам очень интересны все подробности, дочитать эту книжку до конца — задачка нетривиальная. И у меня есть предположение, почему так вышло.

Вообще, довольно часто упускается тот момент, что даже формально беспристрастная типовая творческая биография точно так же подчиняется законам организации художественного текста. И есть определенные правила работы с популярной крупной формой, иначе ее просто не будут читать. Риз же пишет так, словно ему заказали биографическую заметку в какой-нибудь Record Collector, только главный редактор там немножечко сошел с ума, и затребовал не 10 тысяч знаков, а 10 авторских листов. Вот автор их и катает как заправский асфальтоукладчик. Абсолютно честно — от начала к концу. Ведь биография же.

И конечно же, любые объективные факты подсвечиваются личным восприятием того, кто их тасует. В этом еще одна проблема книги. Можно как угодно относиться к писанине бывшего гастрольного менеджера  LED ZEPPELIN Ричарда Коула, но что бы он на самом деле ни говорил про свои трения с Плантом, он вспоминает о событиях того времени с ностальгической теплотой, а не сводит призрачные старые счеты. У него их нет, это читается даже на уровне интонации. (И, кроме того, Коула правильно натаскали на тему того, как писать захватывающие тексты для домохозяек, и он четко везде пихает крючки в духе: «Но уже тогда, в 71-м (sic!) я знал, что все плохо закончится».)  «Robert Plant: A Life» лишена какой-либо интонации вообще, кроме, местами, формально-подобострастной. Пол Риз по каким-то причинам намеренно старается убрать из собственного текста личное мнение, а определенные неловкие эпизоды (например, историю выпуска первого сольного альбома Планта «Pictures at Eleven») старается как-то подштукатурить. От чего становится, в общем, только хуже, потому что он делает это  довольно топорно. Он настолько комплиментарен, что начинает казаться, что ему это стоило усилий. И как-то сам собой напрашивается вывод, который, пожалуй, рискну озвучить — Ризу на самом деле НЕ НРАВИТСЯ артист, про которого он пишет. Но контракт на книжку подписан и надо работу сдавать.

Местами Риз начинает своими словами описывать, что якобы думал и чувствовал Роберт Плант в тот или иной момент. И эти описания, никак не подкрепленные цитатами, выглядят как спекуляции. Вообще, недостаток живых комментариев от главных участников событий кажется намеренным. При этом кто-кто, а они-то умеют интересно говорить, и им есть что сказать. Но за всем этим вам придется идти в фанатские пресс-архивы или к Брэду Толински. У Пола Риза этого нет. Он либо не был допущен, либо не посчитал нужным как-то дополнить ту картину, что у него уже получилась. И ползут, ползут по страницам друг за другом разочарованные аккомпаниаторы, бывшие подруги и полузабытые одноклассники. В итоге остается набор известных фактов и фактологических ошибок. Самая крутая из них — название последней группы Планта переврано, и теперь они Sensational SHAPE Shifters. Это не опечатка, этот баг повторяется на протяжении всей последней главы, которая, кстати, довольно-таки скомкана.

В итоге интереснее всего в книге смотрятся, увы, только эпиграфы к главам, куда часто вынесены цитаты из интервью самого Роберта, которого в этой книге настолько мало, что это кажется почти преступлением.

Людмила Ребрина

Tagged with: ,

Оставить комментарий