Scott Walker + SUNN O))) «Soused»

В 2009 году американские дроун-дум-металлисты SUNN O)))  приглашали Скотта Уокера записать вокал для одной из композиций альбома «Monoliths & Dimensions», но получили отказ — певец  был занят своими проектами. Идея, впрочем, ему показалась интересной, и в следующий раз он сам предложил Стивену О’Мелли и Грегу Андерсону поработать вместе. Уокер написал музыку специально для SUNN O))) — так появился «Soused».

«Soused» — это спродюсированные Скоттом Уокером и его старым соратником Питером Уэлшем пять композиций минут по 10 каждая и стопроцентный суммарий того, что делает артист в последние годы. Если вы ждете от этой записи каких-то новых  невероятных откровений и удивительных  экспериментов — то их там нет, зато есть все, что от позднего Уокера можно ожидать. То есть все, чем потрясала трилогия «Tilt» — «The Drift» — «Bish Bosch», и что составляет основу его нынешнего стиля — высокий, с академическим привкусом вокал, отстроенные от сложнейших (не для пения, только для декламации) текстов аморфные монументальные композиции, шумовые эффекты… И, да, вкрапления гитарных партий в стиле SUNN O))). Под последнее обстоятельство уже пытаются подвести логическую базу — мол,  SUNN O))), когда сотрудничают с кем-то, не любят выходить на первый план, чтоб ненароком не задавить своей невероятной мощью, — но все-таки это самообман. Некая ирония заключается в том, что когда слушаешь их работы отдельно, то невольно думаешь: мало кто мог бы подойти Уокеру лучше, чем эти парни из Сиэтла. Без сомнения, поэтому он к ним и обратился. Однако альбом все же создает довольно странную звуковую иллюзию: на фоне вокала Уокера, на фоне его старых альбомов, партии SUNN O))) выглядят… стандартно.

Дело, конечно же, в изначальной концепции. Несмотря на то, что на обложке вежливо написано Scott Walker + SUNN O))), старый отшельник мистер Энгел просто рассматривает своих более молодых коллег как один из инструментов. Полагаю, он с таким же успехом мог не просить их что-то записывать, а нарезать сэмплов, просто после одного отвергнутого приглашения это было бы нелюбезно… То есть Уокеру на самом деле все равно — стучать по мясу или вставить на то же место инструментальный проигрыш. Он ровно так же закрывает гитарами наиболее зияющие пустоты под зависающими в пространстве вокальными партиями, как это делал  простым молотком на «Tilt».  То, что в этот раз средством латания дыр в вакууме служит не мертвый материал, а, неожиданно, живая человеческая материя — стечение обстоятельств. Но, возможно, именно поэтому «Soused» — самый «живой» из всех альбомов Уокера последних лет, и он меньше прочих похож на прямое включение из преисподней. Ну, или просто у всех нас уже выработался иммунитет.

 Людмила Ребрина

Tagged with: