Tricky. 20 years of Maxinquaye

Tricky Maxinquaye

Island, 1995

20 лет назад вышел дебютный альбом Трики «Maxinquaye», вошедший в историю как классика трип-хопа — наряду с лучшими записями MASSIVE ATTACK и PORTISHEAD. Эта работа, сделанная на стыке хип-хопа, даба, рока и непредсказуемых манипуляций с электроникой, по-прежнему остается одной из наиболее необычных и причудливых пластинок, вышедших за последние два десятилетия.

На момент записи «Maxinquaye» Трики уже покинул тусовку MASSIVE ATTACK, однако использовал на сольном альбоме тексты, которые писал для их треков, — в частности, в песнях «Overcome» и «Hell Is Round The Corner» те же слова, что в «Karmacoma» и «Eurochild» MASSIVE ATTACK. На роль продюсера альбома Трики выбрал Марка Сондерса, работавшего на лейбл Island Records. Как вспоминает Сондерс, запись «Maxinquaye» была самым странным опытом за всю его карьеру. Трики копался в куче пластинок и просил его сэмплировать то одну, то другую. Сондерс с ужасом обнаружил, что его подопечный не имеет ни малейшего понятия о теории музыки — Трики совершенно не волновало, что фрагменты треков, которые он хотел использовать, были сыграны в совершенно разных тональностях, размерах и темпах.

В итоге «Maxinquaye», как лоскутное одеяло, был скроен из неимоверного количества сэмплов с пластинок самых разных музыкантов — Трики не смутило даже то, что кусок песни Айзека Хейса «Ike’s Rap II» уже использовали PORTISHEAD на совсем недавно вышедшем альбоме «Dummy». Трики не играл ни на одном инструменте, не умел пользоваться аппаратурой, не разбирался в законах музыки — фактически, «Maxinquaye» стал его Франкенштейном, которого он собрал из несопоставимых фрагментов записей, оказавшихся под рукой. Его подход к работе был столь же свежим, смелым и инновативным, сколь и  дилетантским. Марка Сондерса, профессионального звукорежиссера, это одновременно обескураживало и восхищало.

«Maxinquaye», названный в честь матери Трики, которая покончила с собой, когда ему было 4 года, также самая мрачная пластинка среди всех знаменитых альбомов, с которых начался трип-хоп. Урбанизм «Blue Lines» и «Protection» MASSIVE ATTACK и нуарная интровертность «Dummy» PORTISHEAD не идут ни в какое сравнение с галлюциногенным конструктором Трики, с его сюрреалистичным полотном, сотканным из множества кусочков чужих мелодий и ритмов, поверх которого звучит его хриплый нечеловеческий речитатив. «Мутный парень» — вот самый подходящий перевод прозвища Tricky Kid. Все, о чем пели до этого MASSIVE ATTACK и PORTISHEAD, кажется детским лепетом по сравнению с жесткими текстами Трики. Участие совсем юной Мартины Топли-Берд, ее мягкий невинный вокал рядом с его сиплым голосом лишь усугубляет ощущение того, что на этом альбоме происходит что-то темное и недоброе.

Несмотря на то, что Трики выпустил больше пластинок, чем PORTISHEAD и MASSIVE ATTACK вместе взятые, и никогда не стоял на месте в своем творческом развитии, его дебютник и 20 лет спустя после выхода звучит очень уместно и не менее актуально, чем последние релизы артиста. Сложно сказать, с чем это связано — с нетривиальным подходом к созданию этого альбома или с тем, что кроссоверность и коллажность в музыке очень востребованы и сейчас, — но факт остается фактом: «Maxinquaye» прошел проверку временем и остается одним из самых загадочных и впечатляющих памятников трип-хопа.

Павел Зюлько

Tagged with: