Милдред Пирс

Mildred Pierce

Однажды утром немолодая домохозяйка по имени Милдред Пирс внезапно решит, что не может больше видеть, как муж втихаря бегает к любовнице, и выставит его с чемоданом за дверь. И все бы прекрасно, но у Милред есть дети, которых надо кормить, и счета, за которые надо платить. На дворе — Великая депрессия, конторы по найму осаждают толпы безработных, а она не умеет ровным счетом ничего. Ну, печь пироги.

Сначала Милдред обойдет все агентства по трудоустройству, потом устоится официанткой в мелкую забегаловку, потом откроет собственный ресторанчик, потом еще один, потом заведет такого любовника, что родная дочь будет много лет сохнуть от зависти, а потом еще и вернет мужа назад. Казалось бы — идеальная история успеха. Только от нее как-то очень хочется удавиться.

Ничего случайного в этом нет. Создатели «Милдред Пирс» бьют сразу по нескольким крупным квадратам: экономический кризис, феминизм, проблемы связи поколений. Бьют крупными снарядами, чтоб уж точно зацепило. Вот вам страна с миллионами безработных с одной стороны и надменным богатыми — с другой, вот вам женщина средних лет, добивающаяся всего тяжелым трудом, а вот юная пигалица, пытающаяся пролезть в высший свет при помощи фиктивной беременности. Красной нитью через весь хронометраж идет крайне болезненная история о том, как человек более одаренный считает, что вполне может не только сидеть на шее у одаренного несколько менее, но еще и поплевывать в его сторону. Милдред раз за разом попадает в ситуации, когда она вынуждена поступаться собой, своим комфортом и своим достоинством ради того, чтобы ее дети были сыты и одеты. Ее успех, ее продвижение по социальной лестнице — закономерный результат, но не самоцель. И сцены со стыдливо спрятанной в шкафу униформой официантки пробирают не меньше, чем сцены, когда Милдред показывают в больнице у постели умирающей дочери. Дети — центр ее вселенной, и именно он неумолимо рассыпается. Пока кроме праха не останется ничего. И закольцованный финал, когда героиня фактически возвращается в ту точку, с которой и начала движение вперед, только с багажом прожитых лет и без иллюзий, оставляет неприятный металлический привкус.

Все вышеперечисленное можно было бы записать в плюс, но, к несчастью, у сериала есть один фатальный недостаток — его сценарий тщательно, почти любовно написан по готовым рецептам больших и серьезных оскаровских драм. А они как раз не рассчитаны на хронометраж больше двух часов. Отчасти это можно списать на  наследие оригинальной полнометражки. «Милдред Пирс» — современный ремейк фильма 1945-го, вот только оригинал, к сценарию которого приложил руку Уильям Фолкнер, был куда язвительнее, динамичнее и богаче на интересных второстепенных персонажей.

В сериале все внимание фокусируется почти исключительно на миссис Пирс, а прочие участники трагедии не живут, а выполняют функции сюжета. Кейт Уинслет делает все, что от нее зависит, чтобы удержать на своих хрупких плечах этот искусственный универсум, но и она не всесильна. Как и предыдущая работа режиссера Хейнса — странноватый байопик Боба Дилана «Меня там нет», — «Милдред Пирс» грешит внезапными трансформациями характеров (и это при том, что здесь нет никакого актерского ансамбля, который бы тянул одну общую роль. Уинслет сама должна быть разной, проблема в том, что между ее ипостасями «дома и на работе» маловато связующих нитей). Из-за хронометража конфликт закручивается не так круто, как мог бы, а чем заполнить временные лакуны, сценаристы не очень понимают — у них нет ничего, кроме Милдред. Героиня Эван Рейчел Вуд на этом празднике жизни смотрится особенно мощно, не только из-за буквально прожигающей экран харизмы, но и потому, что ей единственной под конец дали хоть что-то сыграть. Сценарные завязки начинают работать к финалу, но их уже все позабыли. В результате, когда стреляет главное ружье, некоторые не в состоянии вспомнить, что оно вообще-то висело на стене с самого начала. И особенно странно выглядит, когда в сериале ключевую финальную фразу отдают персонажу, которого вывели со сцены в первой серии и потом очень долго не показывали совсем. Это была бы прекрасная драма одного героя, будь она хоть на серию короче, или еще один прекрасный сериал в фирменном стиле HBO, постарайся его создатели раскрыть хоть чуть-чуть больше сюжетных линий. Кейт Уинслет, конечно, способна почти на что угодно, но очень трудно имитировать жизнь в вакууме, даже если ты суперпрофи.

Людмила Ребрина

Оригинальное название: Mildred Pierce
Режиссер: Тодд Хейнс
HBO mini-series, 5 эпизодов
Год выпуска: 2011

 

Tagged with:

Оставить комментарий