A-HA «Hunting High and Low»

A-HA «Hunting High and Low»
A-HA «Hunting High and Low». Warner Bros., 1985

Ровно 30 лет назад, в первый день лета, была выпущена пластинка «Hunting High and Low» – блестящий дебют норвежской группы A-HA, ставшей впоследствии самым выдающимся и популярным представителем своей страны на мировой поп-сцене. Эпоха синти-попа осталась позади, но главные хиты норвежцев, «Take On Me» и «The Sun Always Shines on T.V.», открывающие обе стороны пластинки, с прежней свежестью звучат на сегодняшнем радио, словно теплое, хоть и немного грустное, напоминание о романтическом лете нашей собственной юности и о тех ярких, хоть иногда и наивных, чувствах, что закипали когда-то в груди.

С точки зрения музыки 80-е были странным, противоречивым временем. Одни считают эти годы временем блеска и расцвета поп-культуры, а другие называют этот период самым ужасным и несексуальным в истории музыки. И хотя A-HA были, по сути, типичным продуктом своей эпохи, их дебютная пластинка представляется идеальным компромиссом между всем самым прекрасным и самым уродливым, что породило то время. Лишь немногие песни с «Hunting High and Low» можно назвать необходимыми «заполнителями», да и те собрались к концу второй стороны пластинки, а излишняя любовь к синтезаторным хукам (частенько звучащим довольно заезженно) с лихвой восполняется мощью гитарных партий и великолепными гармониями, в создании которых повинен, в первую очередь, поп-гений Пол Воктор. Невероятный голос Мортена Харкета, одновременно глубокий и отстраненный, идеально дополняет холодноватые, туманные мелодии Воктора, создавая особый звуковой ландшафт, напоминающий о призрачных горах и космогонических расселинах фьордов, о стране, что лежит к востоку от солнца, к западу от луны. Мортен Харкет вообще представляется лучшим и единственно возможным интерпретатором идей Пола Воктора; такой же совершенной «командой мечты» всегда были Роджер Долтри и Пит Тауншенд из THE WHO.

На первой стороне не найти слабых номеров. Главный хит и самая известная (во многом благодаря революционному видеоклипу) из песен A-HA, «Take On Me» открывает нам дверь в романтический мир лирического героя и протягивает билет на поезд мысли («Train of Thought» – один из наиболее очевидных примеров того, как типичные и избитые звуки 80-х не способны испортить отличный трек). Далее идет лучшая и самая проникновенная из песен альбома – заглавная «Hunting High and Low», в которой тонкая чувственность перерастает в мощный крик боли. Дрожь по коже. Великолепная атмосферная «The Blue Sky» и немного наивная «Living a Boy’s Adventure Tale» завершают первую сторону, а вторая открывается программным гимном «The Sun Always Shines on T.V.» – духоподъемным треком, в котором чувствуется влияние не столько «новых романтиков», сколько стадионных рокеров. Жемчужина альбома – тонкая и хрупкая песня под названием «And You Tell Me», в которой отчетливо слышны гармонии 60-х, явно оказавших влияние на Воркота (не зря чуть позже одним из хитов A-HA станет кавер на «Crying in the Rain» THE EVERLY BROTHERS, идеально вписавшийся в творческое наследие норвежцев). Неприятное, но ожидаемое чувство дежа вю возникает только при прослушивании треков вроде «Love Is Reason» и «I Dream Myself Alive». Первый из них, хоть и был выпущен в качестве сингла, кажется слишком уж форматным и необязательным, а второй, несмотря на странную, чарующую силу, совершенно теряется на фоне звучащей следом и завершающей пластинку песни «Here I Stand and Face the Rain», в которой эхом раздаются мотивы «Hunting High and Low».

Самое же прекрасное в альбоме – это его по-летнему меланхолическое настроение и легкое ощущение недосказанности, остающееся после прослушивания. Кажется, словно герой впустил нас в мир своих романтических переживаний и мечтаний, но оставил некоторые двери закрытыми, не ответив на вопросы, которые могли у нас возникнуть. Из-за этого хочется вернуться туда, в эту приключенческую историю для мальчиков и снова пережить те же чувства, в надежде когда-нибудь заглянуть в самое сердце влюбленного мальчишки.

Александр Токко (Radio Einfall)