Тина Тёрнер. Просто самая лучшая

Тина Тёрнер

Общеизвестно, что жизненный путь этой великолепной эстрадной певицы (давайте перестанем делить на наших и ненаших, чистых рокеров и нечистых попсовиков) не был гладким и предсказуемым. Хотя первая его часть — история превращения скромной Золушки по имени Анна Мэй Баллок в неистовую Тину, подругу блиставшего на соул-сцене 60-х Короля Ритма Айка Тёрнера — вполне походит на типичный сказочный сюжет. Но Король оказался пьяницей, наркоманом и дебоширом, и вопрос даже не в том, почему Тина ушла от него (а также от какой-никакой славы, обеспеченной и богемной жизни) — оставшись без гроша и с четыремя детьми на руках — вопрос в том, почему эта женщина, обладающая неукротимой силой духа и огромным трудолюбием, не отважилась начать сольную карьеру раньше, прожив с Айком целых 17 лет. Она предпочитает отвечать уклончиво: «У меня нет времени, чтоб сожалеть о прошлом. Лучше думать о будущем», подтверждая свои слова сорокалетней карьерой, великолепной физической формой («Никогда не занималась шейпингом и ничем таким, просто плясала всю жизнь»), 50 миллионами проданных пластинок. Ее фантастический камбэк — в 45 лет! — наилучшее доказательство для всех замордованных баб, что никогда не поздно начать жизнь заново. Если, конечно, обладать голосом, талантом и всеми прочими качествами этой чумовой тетки — Тины Тёрнер.

Альбомов Тина записала немало, и стоит остановиться на самых интересных, значимых и в полной мере отражающих ее непростую судьбу.

«Acid Queen» (1975)

«Acid Queen» (1975)

Невнятный, глуховато записанный альбом в преддверии побега от Айка. Два кавера THE ROLLING STONES («Under My Thumb», где с аранжировкой помог Тед Нили, и «Let’s Spend The Night Together»), два — THE WHO («I Can See For Miles» и «Acid Queen» — последняя из рок-оперы «Томми», где Тине досталась соответствующая роль), один — LED ZEPPELIN («Whole Lotta Love»). Все довольно посредственные. Остальные четыре номера — произведения Айка; выделяется яркая (хотя несколько подзатянутая) «Bootsey Whitelaw».

«Love Explosion» (1979)

«Love Explosion» (1979)

Ничего себе танцевальный альбомчик, очень «черный» (почти в стиле «Tamla Motown»), с обильными духовыми. Не блестящий, но симпатичный. Можно отметить приятные (хотя несколько пафосные) баллады «I See Home» и «Just A Little Lovin’» и энергичную вещичку «Backstabbers» — заявку на грядущие триумфы.

В этом же году началось сотрудничество Тины Тёрнер с продюсером Роджером Дэвисом — как показало будущее, шаг обоюдно и исключительно удачный.

«Private Dancer» (1984)

«Private Dancer» (1984)

После бурного успеха сингла «Let’s Stay Together» (1983, кавер песни Эла Грина) фирма Capitol захотела Тину вообще и полновесный альбом в частности. Практичный Дэвис решил не прерывать английскую гастроль подопечной, и «Private Dancer» был записан на месте, в паузах между концертами. Во всех отношениях великолепная работа на стыке ритм-энд-блюза и эстрады, прорыв во все мыслимые топы. Смена имиджа — из лохматой дикарки а ля Шина Королева Джунглей Тёрнер превращается в изысканную светскую леди: львиная грива (парик — собственные волосы Тина однажды основательно сожгла перекисью) и умопомрачительные ноги. Заглавный чувственный шлягер написан Марком Нопфлером (Джон Айсли — бас, Мел Коллинз — саксофон, Джефф Бек — соло-гитара; неудивительно, что песня стала суперхитом). Еще один биг хит с тем же набором музыкантов – «Better Be Good To Me» за авторством Чинна/Чепмена. Пара посредственных каверов: «Help» (ясно, чей) и «When I Was Young» Эрика Бёрдона, один неплохой – «1984» Дэвида Боуи. Перемены в личной жизни: отныне судьба Тины надолго связана с немецким продюсером Эрвином Бахом.

Две премии «Грэмми» — Альбом года, Певица года.

«Break Every Rule» (1986)

«Break Every Rule» (1986)

Легкий и сладкий, как шоколадка «Виспа», плод сотрудничества с крепкими музыкантами — Филом Коллинзом («Typical Male», «Girls»), Стивом Винвудом («Afterglow»), Брайаном Адамсом («Back Where You Started» — жесткий мейнстримовый хит, премия «Грэмми»), Марком Нопфлером («Overnite Sensation», «Paradise Is Here»), Брэнфордом Марсалисом («Paradise Is Here»). Очередной удачный кавер Боуи – «Girls». Шаловливая «What You Get Is What You See»… И все же альбом потерялся в тени «Private Dancer», а жаль.

«Foreign Affair» (1989)

«Foreign Affair» (1989)

Набор увлекательных боевиков — начиная со «Steamy Windows» и знаменитой «The Best» и заканчивая джеггерообразной фанковой «You Can’t Stop Me Loving You». Баллады в духе BEE GEES – «You Know Who» и «I Don’t Wanna Loose You», возвращение к дельта-блюзу – «Undercover Agent Of The Blues». Единственная пластинка Тины Тёрнер, изданная в свое время у нас и пользовавшаяся солидным успехом.

«Simply The Best» (1991)

«Simply The Best» (1991)

Классная подборка песен с трех предыдущих альбомов и концертника 1988 года «Tina Live In Europe». Плюс «We Don’t Need Another Hero» из третьего фильма про Безумного Макса, где Тина Тёрнер сыграла впечатляющую роль (впрочем, после появления Грейс Джонс в «Конане-варваре» нас уже ничем не удивишь) и пара хитов айковских времен: переделанная в диско «Nutbush City Limits» (посвящение родному городу, когда-то написанное Тиной собственноручно) и древний помпезно-оперный стандарт «River Deep Mоuntain High».

В этом же году Айк и Тина Тёрнеры были введены в Зал Славы Рок-н-Ролла, причем Айк не смог присутствовать по причине отсидки за наркотики. Вместо него все формальности соблюдал Фил Спектор.

«What's Love Have To Do With It» (1993)

«What’s Love Have To Do With It» (1993)

Песни из одноименного фильма, снятого по автобиографической книге певицы «I, Tina». «Я знала, что меня попросят перепеть некоторые старые песни, которые мы когда-то исполняли с Айком, и это, если честно, не вызывало у меня восторга. Какие-то из них я не пела уже лет 20, да и не стремилась. Но когда работа началась, я была захвачена энтузиазмом музыкантов и с удивлением убедилась, что эти песни вполне выдержали проверку временем. Кроме того, мы записали три прелестные новые песни, и я очень благодарна Шаде Аду, которая подобрала для меня «I Don’t Wanna Fight», вполне отражающую обстоятельства моей жизни. Идеальная тема для фильма». Из старого тут присутствуют неизбежная «Nutbush City Limits», забавный соул-кавер «Proud Mary» Джона Фогерти, «A Fool In Love» и «Tina’s Wish» Айка, в меру адекватные «Rock Me Baby» и «(Darlin’) You Know I Love You» Би Би Кинга, из нового – «Why Must We Wait Until Tonight» Брайана Адамса.

Сам фильм наделал немало шороху и вызвал громкие возмущенные вопли обделенного финансами и выставленного не в лучшем свете Айка. Исполнительница роли Тины Анджела Бассет получила «Золотой Глобус»  и номинировалась на «Оскара».

«Wildest Dreams» (1996)

«Wildest Dreams» (1996)

Подчеркнуто современный по саунду, при этом мягкий и даже грустный альбом, наиболее звездный по составу участвовавших музыкантов. Продюсер  — Тревор Хорн, соло-гитара в большинстве номеров — Тревор Рэбин; песня «Goldeneye» из одноименного фильма об очередных похождениях Джеймса Бонда за авторством Боно и Эджа, «Confidential» PET SHOP BOYS, «All Kinds Of People» Шерил Кроу и даже «Unfinished Sympathy» MASSIVE ATTACK. Дуэт со Стингом («On Silent Wings»). Заглавную песню в одном изданиии Тина пела с Барри Уайтом, в другом несколько слов по-испански страстно прошептал Антонио Бандерас.

«Twenty Four Seven» (1999)

«Twenty Four Seven» (1999)

Альбом готовился почти 4 года; Тина Тёрнер считает его наивысшим своим достижением после «Private Dancer». Любит заглавную песню («в старом стиле и будто создана для живого исполнения»), а также «Go Ahead» («она подошла бы U2 и, возможно, THE ROLLING STONES» — был, кстати, период, когда ходили всевозможные сплетни о страстном сценическом романе Тины с Миком) и «All The Woman». Однако для сингла была выбрана откровенно эстрадная «When The Heartache Is Over». Очередной кавер – «I Will Be There» BEE GEES. Действительно, беспроигрышный альбом, которым, если верить прессе, Тина собирается — после годичного мирового турне — закончить свою сценическую карьеру. И заняться благотворительностью. Однако как-то не верится, что эта неугомонная женщина в несомненном расцвете всяческих сил так вот просто возьмет и уйдет. Ее голос — как и она сама — с годами становится лишь красивее и сильнее. И она щедро делится им с благодарными слушателями во всем мире. И еще будет делиться.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №1-2/2000

Tagged with: