Barney Hoskyns «Trampled Under Foot: The Power and Excess of LED ZEPPELIN»

Barney Hoskyns «Trampled Under Foot: The Power and Excess of Led Zeppelin»

Barney Hoskyns «Trampled Under Foot: The Power and Excess of LED ZEPPELIN». Faber & Faber, 2012

Считается, что широкую публику мало интересует разбор собственно музыки, поэтому большинство рок-биографий традиционно пишут в жанре квазиприключенческого романа. Многие книги о LED ZEPPELIN — из этой серии. Такой подход обычно ничем хорошим не заканчивается — беллетризированная история со временем превращается анекдот. Самые скандальные юмористические сборники («Молот богов» Стивена Дэвиса, «Лестница в небеса» Ричарда Коула) переведены на русский и широко известны, серьезных удачных исключений не так уж и много (Brad Tolinski «Light and Shade: Conversations with Jimmy Page», Chris Welch «Peter Grant: The Man Who Led Zeppelin») , а книги продолжают издаваться — запрос велик. Не всегда ясно, что именно очередной том в состоянии добавить к общей картине, но огромный «кирпич» экс-журналиста Melody Maker Барни Хоскинса «Trampled Under Foot», хоть и остается в определенной степени сборником баек про наркоту в бюстгальтере и енота в ванной, все-таки заслуживает внимания.

Основной вопрос любого околорокового худлита — достоверности и доверия автору. Когда в «Титанах» Мик Уолл вдруг начинает говорить от лица тех, с кем знаком весьма относительно, а в «Лестнице» Коул забывает обо всех, кроме себя любимого, как-то сразу хочется ознакомиться с чьей-нибудь еще точкой зрения. В этом смысле позиция Хоскинса довольно выигрышная. Он выбрал формат oral history и не прогадал.

Готовя материалы для книги, Хоскинс взял интервью у почти двухсот человек и решил, что авторский текст стоит свести к минимуму. И вот перед нами нашинкованные воспоминания продюсеров, роуди, адвокатов, пиарщиков, представителей лейбла, коллег-музыкантов, самих музыкантов и их любовниц. Конечно, подбор вырванных из контекста цитат тоже субъективен. Но здесь он оказался удачен. Во многом потому, что составитель — не поклонник LED ZEPPELIN. Он просто профессионал, и у него чутье на фактуру.

Хоскинс как будто все время держит в уме, что, кроме фанатов, его, возможно, будут читать и те, кто о группе лишь что-то слышал краем уха, поэтому, если у него есть на руках факты, которые разбивают популярные стереотипы, он приводит их с очевидным удовольствием. Касаясь некоторых скользких моментов — например, пресловутого плагиата, — Хоскинс дает высказаться всем сторонам. Не обходит скандальные подробности, но при этом уважительно относится к музыкантам. Вообще, солидная часть текста выглядит как сознательная попытка реабилитации Джона Бонэма, что, в общем, действительно лишний раз не помешает. Хоскинс пытается докопаться до основ, потому в «Trampled Under Foot» так много внимания уделено 60-м и «сессионному периоду» и так мало — тому, что было в 80-90-х. Барни отдельно фокусируется на технической стороне выпуска пластинок — чтобы ни у кого не осталось ни малейших сомнений, кто контролировал в LED ZEPPELIN творческий процесс, и как это выглядело на фоне реалий того периода. Хоскинс обозначает все противоречия, которые были в группе с момента основания и которые, в конце концов, и начали разрывать ее изнутри — задолго до 1980-го. Он не забывает обозначить и историческую перспективу — за это отвечают Джек Уайт, Стив Альбини и Брэд Толински. И, наконец, автор ехидно и ловко сталкивает противоположные мнения, чтобы стало очевидно — вот здесь, здесь и здесь кто-то явно врет. Впрочем, вам придется самим решать — кто именно. И решать, как относиться к тем или иным моментам, и кому, в итоге, симпатизировать. Возможно, этим так и притягивает «Trampled Under Foot» — свободой оценивать самостоятельно. Ведь ее нам оставляют не так часто, как того хотелось бы.

Людмила Ребрина

Tagged with:

Оставить комментарий