David Gilmour «Rattle That Lock»

David Gilmour «Rattle That Lock»

David Gilmour «Rattle That Lock». Columbia, 2015

Систему координат Дэвида Гилмора в определенном приближении можно считать двумерной: одно направление – его собственное сольное творчество, второе – работа в составе PINK FLOYD. В последние годы и даже десятилетия Дэвид почти не выбивается из этой плоскости, продолжая проявлять себя в привычной области мелодичного и небанального гитарного рока. Исключением можно считать совместную работу с электронщиками THE ORB, однако этот эксперимент был не столь радикальным, как аналогичный проект Пола Маккартни и Мартина «Youth» Гловера THE FIREMAN. Очередной сольный альбом Гилмора, «Rattle That Lock», на первый поверхностный взгляд – в том числе и в буквальном, визуальном смысле – напоминает предыдущую его работу, «On An Island». Похожий дизайн обложки со стаей взлетающих птиц, похожий состав – Дэвид Кросби и Грэм Нэш на бэк-вокале, Збигнев Прайснер за дирижерским пультом, Фил Манзанера в роли клавишника и продюсера. Однако звучание и настроение во многом новые: расслабленная мечтательность исчезла, отголоски ее слышны лишь на ставших традиционными инструментальных треках в начале и в финале альбома. На них – и это тоже незначительное на первый взгляд, но важное отличие — гитара Гилмора почти разговаривает, словно становясь ближе к слушателю, трогая сердце не мощью или виртуозностью, но простыми и ясными словами-нотами.

Заглавная песня альбома начинается с короткой мелодии из четырех нот, хорошо известной жителям Франции: это звуковой идентификатор, который проигрывается перед объявлениями на французских железнодорожных вокзалах, именно там ее услышал Дэвид. Использование звуков внешнего мира знакомо поклонникам PINK FLOYD с самых ранних записей, но в «Rattle That Lock» мелодия не просто звучит фоном и не только задает ритм и тональность, на ней, как на незаметном фундаменте, строится вся композиция. Автор идентификатора, француз Михаэль Бумендиль, сравнил предложение Гилмора о сотрудничестве со звонком Карла Лагерфельда неизвестному молодому модельеру. Результат сотрудничества музыканта и саунд-дизайнера – ритмичная и очень запоминающаяся песня, подходящая для проигрывания по радио лучше всех остальных композиций с альбома.

Слова же для «Rattle That Lock» написала Полли Самсон, жена Дэвида и давняя участница творческого союза еще со времен пинкфлойдовского «The Division Bell». Источник ее вдохновения был не менее неожиданным, чем объявление на вокзале для Дэвида – им стала поэма Джона Мильтона «Потерянный рай». Текст изначально предназначался для «On The Island», но в его настроение совершенно не вписывался и был надолго отложен в архив. Анимационный видеоклип следует за текстом, и его чрезвычайно сильные образы на тему падения Люцифера и адских мук вполне могли бы стать предметом зависти металлистов типа TOOL или (внезапно) PARADISE LOST.

На альбоме хорошо просматриваются и знакомые координаты PINK FLOYD: одна из самых красивых песен, «The Boat Lies Waiting», посвящена памяти клавишника «флойдов» Ричарда Райта – ностальгия по ушедшим друзьям становится для Дэвида традиционной. Как и в случае со словами к «Rattle That Lock», аккорды фортепиано были записаны Гилмором много лет назад во время репетиции в его собственном доме. И вместе с Кросби и Нэшем вокалистом здесь выступил сын Дэвида, Гэбриел Гилмор: ему принадлежит радостный вскрик младенца, попавший на запись случайно. В наши же дни Гэбриел исполнил партию фортепиано в мрачной и величественной (хотя и с несколько наивным текстом) «In Any Tongue». Другой характерный флойдовский прием – яркий бэк-вокал на энергичной «Today», на этот раз женский. Гилмор признается, что питает к нему слабость еще со славных времен «The Dark Side Of The Moon».

Стоит упомянуть и совершенно новые для Дэвида джазовые интонации в «Dancing Right In Front Of Me» и «The Girl In The Yellow Dress». Однако нельзя сказать ни о том, что Гилмор уходит в музыку для пенсионного возраста, ни об очередном повторении пройденного. Он не торопится, но за короткое время звучания альбома успевает рассказать очень многое. И ключевой фразой его повествования служит строка заглавной «Rattle That Lock»: «Если рай существует, он подождет». Воистину, отдыхать в райских кущах еще не время, пока здесь, на земле, остается множество путей и направлений, которые только предстоит пройти.

Сергей Оффенбах

Tagged with: ,