THE BEATLES. Альбомы, которые изменили нашу жизнь

«Please Please Me» (22.03.1962)

Радуясь хриплой «Twist And Shout» и грустя под прозрачную «Taste Of Honey», мы понятия не имели, что это вовсе не песни THE BEATLES. Как и у любой группы того периода, дебютный альбом набит каверами, но это не делает его хуже. Начинаясь с на редкость энергичной «I Saw Her Standing There», он все же в основном состоит из протяжных, с изумительными распевками любовных баллад. Лучшей я до сих пор считаю «Misery», но в хит-парадах побывали, кажется, все.

«With The Beatles» (22.11.1963)

Снова куча каверов, из которых в оригиналах относительно известны «Roll Over Beethoven» и «Please Mr. Postman», хотя версии THE BEATLES до сих пор на слуху. Альбом менее ровный, нежели предыдущий, раздумчивые баллады вроде «All I’ve Got To Do» перемежаются твистами («Little Child»), под которые кто-то уже, а кто-то еще не знал, как танцевать. И очень сомнительной казалась «Money (That’s All I Want)»: с чего это наши простые парни запели про деньги?

«A Hard Day’s Night» (10.07.1964)

О том, что это песни к одноименному фильму, мы узнали отнюдь не скоро — как и о том, что записан тут полностью собственный материал группы. При этом мощнейший — он держит в состоянии напряженного восторга от первой, заглавной, до последней, с терминаторским названием «I’ll Be Back» песни. Посередке опять баллады (наилучшей можно назвать «And I Love Her», хотя я предпочитаю «Things We Said Today» — мрачноватую, с красивым гитарным риффом), твисты, рок-н-роллы и, конечно же, «Can’t Buy Me Love», которую на тарабарском английском орали все подростки СССР.

«Beatles For Sale» (4.12.1964)

Название опять озадачило, но было списано на суровые реалии буржуйского шоу-бизнеса. Пытаясь понять тексты «No Reply» или «I’m A Loser», можно было лишь догадываться об изматывающих концертах и о личных проблемах Леннона. Как и о начале его знакомства с творчеством Боба Дилана. Странно, но этот альбом с трудом всплывает в памяти, и в мозгу послушно звучат лишь каверы вроде «Rock’n’Roll Music». Какие-то песни все… нерадостные. Кроме, разумеется, «Eight Days A Week».

«Help!» (6.08.1965)

Заглавная песня вернула утраченный было оптимизм — никогда еще крик «Спасите!» не звучал так жизнеутверждающе. Почти так же слушалась «You’ve Gonna Lose That Girl» — гвардия умирает, но не сдается. А еще веселил залихватский кавер «Dizzy Miss Lizzy» и умилял гнусавый свойский голос Ринго в «Act Naturally». И, конечно, невозможно было не влюбиться в «Yesterday». Аналитиков среди нас тогда не было, иначе мы бы еще заметили, что THE BEATLES взрослеют и развиваются. Доказательства можно было найти хотя бы в «You’ve Got To Hide Your Love Away», но их никто не искал.

«Rubber Soul» (3.12.1965)

А они и в самом деле менялись. Новые инструменты (ситар в «Norvegian Wood»), новые звуки (зафуззованный бас в «Think For Yourself»), новые мелодические ходы… Все это воспринималось ухом, но не доходило до сердца, где по-хозяйски разместились «Girl» («Расскажу я вам, друзья, как я in love когда-то, правда, this is было так давно» — пересмешничали знакомые ребята) и «Michelle». Идеальные вещи для медленных танцев, вздохов и первых поцелуев. Ну, а для энергичных движений отлично подходили «Drive My Car» (считавшаяся при этом социальной сатирой) и чудесная «Run For Your Life».

«Revolver» (5.08.1966)

Трудный альбом для тех, кто по привычке ждал от THE BEATLES чистых и светлых эмоций. Откуда нам было знать, что неуют «Taxman», надрыв «Eleanor Rigby», размытость «Tomorrow Never Knows», эскапизм «I’m Only Sleeping», сложные мелодии, черный юмор — признаки того, что THE BEATLES вместо поп-рока стали играть просто рок. А точнее, открыли его миру во всем многообразии и противоречивости. Сейчас кажется, что это лучший альбом группы — настолько он щедр на все оттенки чувств, которые возможно получить от рок-музыки. Тогда на ура принималась только бодрая «Yellow Submarine», а все прочее вызывало, скорее, недоумение.

 

«Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» (1.06.1967)

Обложку можно было разглядывать часами, сладко ужасаясь ее чрезмерности. Музыка была столь же густо населена всевозможными стилями и направлениями. Местами она была совсем не похожа на рок («When I’m 64»), местами вообще ни на что не похожа (что такое психоделия, мы узнали уже потом). Ясно было одно: THE BEATLES из группы для ног и сердец превратились в группу для головы: над этим альбомом стоило основательно призадуматься. Что многие и делали — зачастую с абсолютно противоположным результатом.

«Magical Mystery Tour» (27.11.1967)

Целиком этот альбом мало кто слышал — как-то не попадался он ни на пластиночной толкучке, ни на бобинах друзей. Зато «Мелодия» вдруг расстаралась и выпустила миньоны с «Penny Lane» и, кажется, «Strawberry Fields Forever». Во всяком случае, эти песни были на слуху, а последняя толковалась дюжиной способов («В Поле Ягода Навсегда», например). «Fool On The Hill» и «I’m The Walrus» знали и понимали не все. Зато все ясно было с «All You Need Is Love»: THE BEATLES подарили нам новый гимн позитиву. В предпоследний раз.

«The Beatles (White Album)» (22.11.1968)

Просто праздник: двойной альбом, 30 песен, выбирай на вкус! Вкусы, причем, удовлетворялись самые полярные: кому «Revolution», а кому «Revolution 9», кому бодрая «Обалди-Обалда», а кому замороченный «Helter Skelter». Изысканный Маккартни («Blackbird») или мятущийся Леннон («Happiness Is A Warm Gun»), невозмутимый Ринго («Don’t Pass Me By») или страдающий Харрисон («While My Guitar Gently Weeps») — чего душа попросит. О том, что так легко вычленяемые работы участников группы — тревожный признак, думать как-то не хотелось…

«Yellow Submarine» (3.01.1969)

Тоже филофонический раритет тех лет. А те, кто его имел, опасливо говорили: «Фигня какая-то». Кто ж знал, что это не альбом, а просто музыка к мультику? Впрочем, кроме уже любимых «Yellow Submarine» и «All You Need Is Love», там была еще жемчужина, до сих пор толком не оцененная – «Hey Bulldog».

«Abbey Road» (26.09.1969)

Большая лебединая песня, поделенная на 16 с мелочью маленьких. Про каждую можно рассказывать часами, и каждую толковать на свой лад (не говоря о легендах, связанных с обложкой), но все они характеризуются словом «превосходно»: от «Come Together» до «The End» с остановками на «Oh Darling», «Because», «I Want You»… и всех прочих. Самый взрослый альбом THE BEATLES. Каким и положено быть последнему, хотя случается это не всегда.

«Let It Be» (8.05.1970)

Подслащенная пилюля, финальный подарок. Выморочный, неживой альбом, по окончании коего хочется вместе с авторами кричать: «Get Back»! Впрочем, были здесь и «Across The Universe», и «I Me Mine», и, конечно, сама «Let It Be», внушающая неподдельную надежду. Неважно, на что — просто под нее расставание с THE BEATLES переживалось легче. Группа закончилась, но песни остались. Навсегда.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №6/2004

Tagged with: