Пол Роджерс. Вечно свободный

Paul Rodgers

Судьба щедро наделила Пола Роджерса разнообразными талантами, отвалила мешок славы и почестей, полной горстью отсыпала судьбоносных встреч и знакомств с выдающимися музыкантами. Но если бы Роджерс не сумел правильно распорядиться этими дарами, мы бы сейчас о нем и не вспоминали. И уж тем более никто не называл бы его «душой рок-музыки». Неповторимым. Великим. Одним из самых влиятельных вокалистов мира. Еще дюжину эпитетов можете прибавить сами — и, будьте уверены, они все соответствуют действительности.

По большому счету, Полу Бернарду Роджерсу повезло лишь однажды: он родился ровно там и тогда, где нужно — в Англии (в городе Миддлсборо), 17 декабря 1949 года. Он успел не только увлечься блюзом и роком, но и вписаться в «британскую блюзовую волну» 60-х, ухватив ее за самый хвост. А до того — выучиться играть на гитаре, басу и фортепиано, попеть в локальных группах и вовремя пропасть в Лондон. Легенда гласит, что фургон, в котором он с товарищами по бэнду ехал в тогдашнюю музыкальную столицу мира, сломался на полпути. Товарищи впали в уныние, поймали попутку и вернулись к папам-мамам. А Пол таки доехал до Лондона. Случай, что называется, пустяковый, но характерный: Роджерс и дальше всегда добивался своей цели, причем зачастую предпочитал действовать в одиночку. Хотя недостатка в друзьях и соратниках никогда не испытывал.

В Лондоне Роджерс наслушался местных и американских блюзменов, окончательно понял, что делать дальше, и охотно принял предложение знакомых парней попеть в их группе, которую блюзовый гуру Алексис Корнер посоветовал назвать FREE — вполне в духе тех лохматых лет. Роджерсу и барабанщику Саймону Кирку было по 18 лет, гитарист Пол Кософф и басист Энди Фрейзер оказались еще моложе, но все уже имели опыт, а главное — талант. К 1970 году FREE записали три отличные пластинки, имели в активе как минимум один нетленный хит «All Right Now» (его до сих пор крутят все мировые радиостанции), переиграли на всех значимых фестивалях и котировались в Великобритании практически наравне с LED ZEPPELIN — даром что звучали совершенно иначе. Они играли короткие и напористые хард-блюзовые номера, почти не отклоняясь в арт-рок и психодел, а голос Роджерса — хрипловатый, сильный, выразительный — вызывал непреодолимое желание петь эти песни хором. Красивейшие баллады FREE (особенно изумительная «Mourning Sad Morning», на записи которой Роджерс сыграл еще и на флейте) таким успехом не пользовались; то ли время для них тогда еще не пришло (десяток лет спустя откровенно подражательный материал Ковердейла, копировавшего, к тому же, вокальную манеру Роджерса, имел куда больший спрос), то ли слишком сильно было желание публики любить — по контрасту с LED ZEPPELIN — что-то боевитое и простое. Хотя, если покопаться, простотой музыканты FREE не отличались…

Не справившись со свалившейся на них всенародной славой, FREE мучительно распадались два года, с 1971 по 1973-й. За это время Роджерса последовательно захотели увидеть своим вокалистом THE DOORS и DEEP PURPLE, но обоим коллективам не повезло: поняв, что время FREE закончилось, Роджерс предпочел собрать собственный состав. От FREE в нем остался Саймон Кирк, двое других были Мик Ральфс из MOTT THE HOOPLE и Боз Баррелл из KING CRIMSON — оба уже видали виды и вряд ли потеряли бы голову от внезапного успеха. Директором новорожденной супергруппы BAD COMPANY стал легендарный Питер Грант; записывались они, соответственно, на цепелиновском лейбле Swan Song. За девять лет BAD COMPANY выпустили шесть мультиплатиновых альбомов, собирали стадионы по всему миру и вообще как сыр в масле катались. Но в 1982 году Роджерс ушел — без скандалов, мирно, просто решив заняться своими делами. И потом еще не раз присоединялся к этой группе, не распавшейся и по сей день.

Своих дел у Роджерса оказалось на редкость много. Он записывал альбомы (в одном из них, «Cut Loose», самостоятельно сыграв на всех инструментах), гастролировал с сольным проектом, участвовал в различных благотворительных акциях — эта деятельность его интересует всерьез и до сих пор. В 1984 году ему предложил посотрудничать Джимми Пейдж; результатом стал проект THE FIRM (тоже супергруппа), почти не выступавший живьем и выпустивший за два года существования два неплохих альбома. Еще один альбом Роджерса вышел в 1991-м под эгидой группы THE LAW, также звездной по составу: к тому времени Пол оброс таким количеством знаменитых друзей и поклонников, что пригласить к себе на запись музыкантов вроде Дэвида Гилмора и Брайана Адамса ему было раз плюнуть. Когда же он задумал два трибьюта — любимому с детства Мадди Уотерсу и Джими Хендриксу — количество рок-звезд первой величины там просто зашкаливало, причем многие из них уверенно считали Роджерса не только другом, но и гуру и вдохновителем: Слэш, Ричи Самбора, Гари Мур, Нил Шон… Пластинка «Muddy Water Blues» была номинирована на «Грэмми»; также нелишним будет сказать, что одна из ключевых ролей в ее записи отводилось Брайану Мэю, с которым Роджерс нередко выступал и в дальнейшем на разных сборных и мемориальных концертах. В 2004 году их партнерство привело к созданию проекта QUEEN + Paul Rodgers, причем Мэй отдельно подчеркивал в интервью, что Роджерс здесь — ни в коем случае не замена покойному Фредди Меркюри (хотя Меркюри, также ходивший в свое время в поклонниках Роджерса, наверное, остался бы доволен), а Пол обмолвился, что для него это авантюра того же порядка, что и коллаборация с Пейджем. И повел себя так, как случалось и раньше: успешно гастролировал в этом составе, исполняя не только номера QUEEN, но и свои собственные, записал с ними пластинку, сочинив половину материала, а в апреле нынешнего года спокойно заявил, что пора и часть знать. Не исключаю, мол, варианта посотрудничать с QUEEN снова, но сейчас мне интереснее снова быть с BAD COMPANY. И уже в июне поехал с ними на гастроли.

История участия Роджерса в QUEEN еще раз и очень наглядно продемонстрировала главное: он умеет и любит работать в коллективе, ему могут прийтись по душе самые неожиданные идеи, но при этом ему непременно нужно чувствовать себя — собой. Быть свободным. Недаром еще в хипповскую эпоху тотального увлечения алкоголем и наркотиками он — чуть ли не единственный из известных музыкантов — получил черный пояс по карате. Роджерс никогда не торговал лицом, не рвался напролом к славе, и потому им не только восхищаются как артистом — его уважают и с ним считаются. Он совершенно не выглядит на свои 60 лет, а поет, пожалуй, даже лучше, чем в юности. Недаром его прозвище The Voice — Голос. И это, наверное, главная из его многочисленных наград.

Однако голос — это лишь подарок судьбы. Всего прочего Пол Роджерс добился сам.

Екатерина Борисова
Опубликовано на сайте журнала FUZZ 18.12.2009 в рубрике «Зал Славы»

Оставить комментарий