PJ Harvey «The Hope Six Demolition Project»

PJ Harvey «The Hope Six Demolition Project»

PJ Harvey «The Hope Six Demolition Project». Island, 2016

Полли Джин Харви — обладательница двух Mercury Prize, кавалер Ордена Британской империи за вклад в культуру и главная рок-певица Англии последних 25 лет — продолжает осваивать новые территории. На этот раз за пределами музыки. Ее новый альбом — часть большого социального проекта, и, возможно, поэтому его сложно рассматривать как самостоятельное произведение.

Партнер Харви по проекту — режиссер и фотограф Шеймус Мёрфи. Он — автор видеоклипов к предыдущему альбому Пи Джей «Let England Shake», с ним вместе за последние пять лет Харви объездила Афганистан, Косово и бедные районы Вашингтона. Впечатления легли в основу песен нового альбома. Кроме того, уже вышла книга «The Hollow of the Hand» со стихами Полли и фоторепортажами Мёрфи, на том же материале планируется выпустить документальный фильм.

Название «The Hope Six Demolition Project» отсылает к американской программе замены старых муниципальных зданий «Hope VI». Она стартовала в начале 90-х — власти сносили старые здания в неблагополучных районах, возводили новые, но многим местным жителям переселиться в них оказалось не по карману. Первый сингл — «Community of Hope» — как раз об этой истории, и уже попал в цель. Местные политики старательно разбирают фактологические ошибки в тексте, обвиняя Харви в поверхностности и популизме.

Запись альбома тоже была превращена в арт-проект. Полли и ее группа работали над пластинкой в лондонском Сомерсет-Хаус. Любой мог заплатить и попасть на одну из 45-минутных сессий. Все билеты были раскуплены. Музыкантов отделяло от публики стекло с односторонней видимостью, что, по идее, должно было дать ощущение некой изолированности. И, кажется, именно поэтому на записи слышны легкая отстраненность и натянутость. Но это не самая большая проблема альбома. Хуже то, что о нем очень интересно и здорово рассказывать ровно до того момента, как речь не начинает заходить о музыке.

«The Hope Six Demolition Project» — первый диск с тех пор, как Харви оставила фазу ученичества, на котором она повторяет то, что делала ранее. У Пи Джей были разные работы — и линейно-мейнстримовые («Stories From The City, Stories From The Sea»), и довольно авангардные («Dance Hall at Louse Point»), — но никогда нельзя было предсказать, какая выйдет в следующий раз. Всегда можно было биться об заклад, что новый альбом будет принципиально отличаться от предыдущего.

Поэтому странно понимать, что «The Hope Six Demolition Project» сделан в «стиле PJ Harvey». На композиции «Chain Of Keys» она отдает дань своим любимым MORPHINE, «River Anacostia» — почти «Catherine» с «Is This Desire?», «The Ministry Of Defence» прежде чем превратиться в госпел заигрывает с «To Bring You My Love», а «The Wheel» попала сюда словно прямиком из «Let England Shake». Но если в случае с «Let England Shake» невозможно было сомневаться, что перед тобой невероятно сильная работа, то «The Hope Six Demolition Project» запоминается с трудом, несмотря на жуткие тексты. И дело не в том, что это какая-то сложная авангардная музыка, как раз нет, а в том, что перед нами, по сути, социальный памфлет. А лучшее, что умеет Харви — это говорить о личных переживаниях, а не политике и проблемах общества. Как бы нас не хотели убедить в обратном, Полли Джин отнюдь не Патти Смит, и слово — не самое эффектное ее оружие. Ее тексты просты и предельно прямолинейны (чем и берут), но силу им придает исключительно мощный эмоциональный заряд. И в одной-единственной ее старой песне «Сivil War Correspondent» этого заряда хватило было на весь «The Hope Six Demolition Project», который его почему-то лишен.

Людмила Ребрина

Tagged with: