Сценарист и продюсер Стивен Найт о «Peaky Blinders»

Peaky Blinders

Киллиан Мёрфи в роли Томаса Шелби

Книги по истории ошибаются. Там написано, что «Острые Козырьки» исчезли к 90-м годам XIX века, но это не так. Местная бирмингемская банда, семья Шелдонов — чье имя я изменил на «Шелби» — в 20-х годах еще была известна как «Острые козырьки».

Мой двоюродный дедушка был в «Козырьках». Когда отцу было восемь (он был таким бедным, что у него не было даже ботинок), кто-то дал ему записку и сказал: «Отнеси своему дяде». В штаб-квартире банды отец хлебнул сигаретного дыма и увидел круглый стол, заваленный деньгами, и всех этих безупречно одетых людей, в лихо заломленных кепках, пьющих пиво из стеклянных банок. Я рос на его рассказах о том, как они жили тогда, и думал: «Это потрясный мир».

Я решил написать эту историю из-за отца.

Мне хотелось, чтобы «Козырьки» отражали взгляд 10-летного мальчишки — в его глазах мужчины умнее, сильнее и красивее, лошади больше и все вокруг такое огромное и пугающее.

Мать с отцом выросли в Смолл-Хит в Бирмингеме в 20-х годах прошлого столетия. В девять или десять лет мать работала посыльной у нелегальных букмекеров — они часто нанимали детей, потому что те вызывали меньше подозрений. Обычно она прогуливалась по улице с корзиной для белья, и люди заворачивали ставки — по 6 пенсов или сколько там у них было — в клочки бумаги с кличкой лошади и своим кодовым именем, и бросали в корзину, когда она проходила мимо, ведь их могли увидеть полицейские.

Каждый, кто когда-нибудь видел «Крестного отца», навсегда его запомнил, от этого никуда не деться. Но если кто-то думает, что я снимаю его английскую версию, или вообще версию чего-то, то он ошибается. Мое вдохновение — истории, которые рассказывали мне родители.

Еще на меня повлияли вестерны. Вот почему в самом первом эпизоде Томми едет по улицам верхом. Вестерны раскрепощают — берешь безземельных наемников XIX века и снимаешь истории о чести, добродетели, зле и подобных вещах. Я хотел взять что-то из своего опыта и мифологизировать подобным образом.

Мы нашли полицейские снимки настоящих «Острых козырьков» и высянили, что у них была особенная манера одеваться: большие и грязные шляпы позволяли им оставаться неузнанными, сейчас бы так, наверное, использовались худи.

У них было и более серьезное оружие — ножи и пистолеты. Но у тех «корон», что они носили, были лезвия — и это была униформа для запугивания.

Эти люди очень заботились о внешнем виде, потому что у них больше ничего не было. Костюм был ценностью. И многие из «Острых козырьков» были призваны в период Первой мировой, так что в армии в них вбили представления о порядке, чистоплотности и надраенной обуви. Я очень хотел донести этот момент.

Киллиан Мёрфи очень пугающе выглядит на экране. Особенно его глаза. Они мертвые. Он настаивал на том, чтобы отразить те замкнутость и отстранённость, что проявляются в людях, которые вернулись с войны, где видели, как их лучших друзей разносит на куски.

Я не собирался использовать музыку того периода, потому что это бы поставило еще один барьер между героями и публикой. Ник Кейв и THE WHITE STRIPES на подсознательном уровне убеждают: это современные эмоции. Мы используем музыку очень немногих музыкантов, иначе саундтрек начинает походить на репертуар музыкального автомата.

Действие «Острых козырьков» всегда будет происходить в Бирмингеме, но в новом сезоне мир сам придет ним. Была мысль повернуть историю на запад — к «сухому закону», гангстерам и Аль Капоне, но я выбрал восток. Так что Шелби будут вести дела с русскими аристократами в изгнании, плетущими интриги против большевиков — сюжет основан на реальных событиях 1924-го года.

Я хотел дать возможность этой семье (особенно Томми Шелби) попасть в солидное общество. Можно ли вырваться из той бедной среды, в которой родился, стать респектабельным? Примут ли тебя?

Это путь, которые проделали многие в Америке, но немногие — в Великобритании. Я хочу провести своего героя до того момента, как на экране появится сэр Томас Шелби, рыцарь. Возможно ли такое? Получится ли у него, справится ли он, вот в чем вопрос.

«Острые козырьки» — история, которая разворачивается между двумя войнами. Конец главы жизни этих людей и этого общества знаменуется началом Второй мировой войны. Потому что после нее все меняется — на месте разрушений встают микрорайоны, застроенные муниципальными зданиями. Это уже другой мир.

Я представляю, как в последней сцене последнего эпизода последней серии звучит первая сирена Второй мировой.

Перевод: Людмила Ребрина

Оригинальное название: Peaky Blinders
Канал: BBC Two
Год выпуска: 2013 (3 сезона)
В ролях: Киллиан Мёрфи, Том Харди, Аннабелль Уоллис,
Сэм Нилл, Хелен Маккрори

Tagged with:

Оставить комментарий