Топ-13 аналоговой синтезаторной классики

Клаус Шульце — «Irrlicht»
(1972, Ohr)

Высокопарное звучание электрооргана, смешанное со странными и пугающими стереоэффектами, одна из самых абстрактных и мрачных работ Шульце.

Венди Карлос — «Sonic Seasonings»
(1972, Columbia)

Сюита из четырех частей, посвященных временам года. Это связующее звено между классической музыкой и звуковой географией эмбиентных серий Брайана Ино (особенно ультра-абстрактной «On Land»). Карлос и его партнер Рэйчел Элкайнд создали электронный оркестр из целых 48 природных звуков, записанных квадрафонически и измененных до неузнаваемости в едином звуковом полотне.

Клаус Шульце — «Cyborg»
(1973, Ohr)

Двойной альбом, смешавший электронные звуки (Farfisa и VCS3) с классическими текстурами («космический оркестр» из 45 струнных и 4 флейт), по-своему диссонансный, готичный и меланхоличный.

TANGERINE DREAM — «Phaedra»
(Virgin, 1974)

Дезориентирующая и зловещая сеть синтезаторных пульсаций, свистов и жутких криков, связывающая знаменитый пинкфлойдовский инструментал «On The Run» и «Acid Tracks» в исполнении PHUTURE.

Клаус Шульце — «Picture Music»
(1974, Brain)

Спокойный и при этом энергичный альбом, первая работа Шульце с выраженным ритмом, напоминающая плавное движение вагона монорельса, в котором пассажиры из пригородов едут на работу в город через туманные утренние поля.

Эдгар Фрёзе — «Aqua»
(Virgin, 1974)

Теплая и успокоительная звуковая ванна, которая объединяет электронные ландшафты TANGERINE DREAM и поджанр прог-рока, основанный на звуках природы и окружающей среды.

Жан-Мишель Жарр — «Oxygene»
(Disques Dreyfus, 1976)

Сложные арпеджио и чистые мелодические линии — работа Жарра звучит гораздо привычнее сочинений TANGERINE DREAM и Шульце. Однако мерцающие текстуры и увлекающее движение музыки заставляют вспомнить об уже минувшей эре технологического утопизма почти так же эффективно, как это делали KRAFTWERK.

TANGERINE DREAM — «Encore»
(Virgin, 1977)

Записанный во время американского турне 1977 года, этот двойной альбом — впечатляющее свидетельство настоящего звукового могущества «живых» TANGERINE DREAM и демонстрация импровизации в их выступлениях на сцене.

Исао Томита — «The Planets»
(RCA Red Seal, 1977)

Если ранние синтезаторные адаптации классики Томиты балансировали на грани спейс-китча, то здесь яркие внеземные краски, которыми он рисует симфонию Холста, выглядят совершенно прекрасно. В самом деле, после интерпретации Томиты обычная оркестровая версия всегда будет казаться серой и однообразной.

Клаус Шульце — «Mirage»
(1977, Island)

Два длинных блестящих трека — звенящая и очаровательная «Crystal Lake» длиной почти 30 минут — вызывают в воображении идиллическую ледяную страну чудес с чуть меланхоличным окрасом.

Клаус Шульце — «X»
(1978, Brain)

Грандиозный как по звуку и объему (еще один двойной альбом Шульце), так и по содержанию — шесть «музыкальных биографий», посвященных великим людям: Фридриху Ницше, Георгу Траклю, Людвигу II Баварскому, Вильгельму Фридеману Баху, Генриху фон Клейсту и (отставить смех!) автору «Дюны» Фрэнку Герберту.

Мануэль Готтшинг — «e2-e4»
(1981, 1984, Inteam Records)

Кто-то называет этот альбом предвестником техно — это не совсем так, деликатная и трепетная перкуссия едва ли может сойти за драйвовый бит. Но великолепные электронные вспышки и трансцедентальная игра Готтшинга на гитаре (его считают немецким Джерри Гарсией) словно танцуют в эфире вместе, тогда как настроение «e2-e4» — что-то вроде спокойствия с внутренним напряжением — если не прото-техно, то прото-экстази.

Вангелис — «Blade Runner»
(1982, 1994, East West)

Сотканный из блестящих и прозрачных синтезаторных текстур, музыка Вангелиса избегает всех клише, свойственных саундтрекам к научно-фантастическим фильмам, навевая меланхоличную и романтическую атмосферу — идеально для футуристичного техно-нуара Ридли Скотта.

Текст: Саймон Рейнольдс
Перевод: Сергей Оффенбах

Tagged with: