Genet (AUTO-MOD)

Genet (AUTO-MOD)

Genet (AUTO-MOD)

Любой разговор об истории готик-рока в Японии невозможен без упоминания группы AUTO-MOD. Ее лидер Дженет определил вектор развития местной дарк-сцены. Про его личную жизнь, про то, кто он и откуда, в официальных источниках вы не найдете ничего. Он — человек без личной истории и возраста. Человек-маска, который никогда не делал разницы между рок-сценой и театральными подмостками.

Дженет начал играть рок в 1978-м — участвовал в токийских группах WORST NOISE, MARIA023, но выделялся среди панк-тусовки того времени. Краситься перед выходом на сцену еще было не принято, андрогинный образ почти никто не эксплуатировал. Уже тогда было видно, насколько он погружается в то, с чем работает, и насколько далеко любит заходить — в те времена Дженет играл на гитаре бритвой.

Осенью 1979-го Дженет уехал в Лондон. Из всех групп, что он увидел там живьем, самое большое впечатление на него произвели CRASS  и BAUHAUS. В середине 80-го Дженет вернулся на родину и сразу собрал AUTO-MOD — группу, благодаря которой его имя войдет в историю жанра.

Поначалу AUTO-MOD многое брали у ранних BAUHAUS — от имиджа до мелодических ходов. Теперь же о BAUHAUS напоминают лишь вариации на тему саксофонных партий из «In Fear of Fear», которые Дженет любит использовать до сих пор. В целом AUTO-MOD первого созыва не сильно выламывались из ряда своих британских коллег по пост-панку BAUHAUS, CURE, JOE DIVISION и SOUTHERN DEATH CULT — всех тех, кого позже отнесут к «прото-готике». Однако довольно быстро проявилось их основное отличие от западных коллег — для AUTO-MOD драматический элемент в композициях оказался важнее, чем мелодия и вокальные партии. Дженет, прекрасно понимая свои недостатки как вокалиста, и зачастую намеренно утрируя и выпячивая их, сделал ставку на перформанс. Его сила — не в уникальном авторском подходе, а, как это ни странно, его полном, подчеркнутом отсутствии. В то время как поздние готик-команды в поисках своего звучания в изначально очень узком диапазоне дробились на течения и подтечения, AUTO-MOD последовательно аккумулировали в себе все элементы, что хоть как-то могли считаться атрибутами «темной» музыки — доводя их до крайности, превращая в абсурд.  

В феврале 81-го вышел дебютный сингл AUTO-MOD — «Love Generation». Это был первый релиз Telegraph Records — лейбла, пионера инди-движения в Японии.

Ровно через год с группой начинает сотрудничать Томоясу Хотэй (BOØWY). Его гитара звучит на первых двух альбомах AUTO-MOD, он же работал над музыкой к ним. С тех пор состав группы много раз менялся, но в нее так ни разу и не пришел более одаренный композитор. То, что ранний материал до сих пор выдерживает испытание временем, во многом его заслуга.

Первый альбом AUTO-MOD «Requiem» с обложкой известного художника Суэхиро Маруо вышел в августе 1983 года. Ограниченный тираж 2000 экземпляров разлетелся сразу же, но Дженету казалось, что на рок-сцене наметился застой. AUTO-MOD пробуксовывали. У группы ушло несколько лет, чтобы продраться ко второму альбому – «Deathtopia» вышел только в январе 1985-го на мейджоре SMS Records, и к тому времени сомнения уже съели команду изнутри. Хотэй окончательно сделал выбор в пользу BOØWY в августе 1984-го, не дождавшись, что его материал увидит свет, еще два диска после его ухода, очевидно, писались «в стол», а еще раньше Дженет, сомневающийся, стоит ли вообще продолжать играть рок-музыку, решил похоронить AUTO-MOD. Но просто объявить о роспуске команды ему было неинтересно. Уход надо было обставить соответствующим образом.

Дженет организовал серию из 13 выступлений под названием «Похороны времени: предчувствие конца». Последний концерт знаменовал роспуск группы и состоялся 3 ноября 1985 года в Коракуэн-хору, на котором присутствовало три тысячи человек при номинальной вместимости две.

Кроме AUTO-MOD в тех самых 13 выступлениях принимали участие «рок-экспресионисты» (в данном случае, это определение самого Дженета) SADIE SADS, G-SCHMITT и MADAME EDWARDA. Всех их японская музыкальная пресса впоследсвиии отнесет к стилю positive punk. Фактически эти концерты дали старт целому направлению.

Определение positive punk придумал в феврале 1983 года журналист авторитетного британского музыкального издания NME Ричард Норт. Тогда у них на обложке сначала оказались SOUTHERN DEATH CULT, а затем SEX GANG CHILDREN и стало понятно, что волна мрачных команд – это надолго, и нужно искать для этой музыки новую терминологию. В Англии название не прижилось, в Японии же, наоборот, ходило довольно долго. Благодаря английским командам VIRGIN PRUNES, ALIEN SEX FIEND, SEX GANG CHILDREN в Японию приходит мода на dark-wave и индастриал. Дженет воспоминает, что в то же время появляются любители гримироваться белым, подразумевая, что сначала так делал он сам.

Тогда же открылся Wechselbalg Syndicate, дочка Telegraph record, собственный лейбл Дженета, на котором, помимо AUTO-MOD, выходят альбомы групп SADIE SADS, NUBILE, SODOM и G-SCHMITT.

Едва успев распустить группу, Дженет, большой поклонник Сюдзи Тэраямы, напару с Фукуси Кэидзи из студии Тэраямы Тэндзё Садзики открыл Baji Worktheater. В период с 1985-го по 1989-й они поставили несколько спектаклей, в том числе знаменитую «Марию в мехах». Некое представление о том, как все это было, можно составить по афишам того времени и альбому Baji Worktheater 1986 года «Gilles De Rais». Этот диск, пожалуй, до сих пор остается самой авангардной работой Дженета.

Работая в театре, Дженет пытался снова организовать группу. Так друг за другом появились GENETIC VOODOO, KING HIP GOGO и GENET & THE HIPS — все они довольно неожиданным образом выдержаны в традиционной роковой стилистике «привет из 70-х», эксплуатировали довольно старомодный на тот момент саунд и имидж, и, судя по скорости смены вывесок, большого успеха не имели.

Альбомы AUTO-MOD Wechselbalg переиздал на CD в 1991-м – в этом нет ничего необычного, тогда повально цифровали всех. Важнее то, что на волне интереса к группе, Дженет запустил проект GENET/ROCK OF ROMANCE — он пытался скрестить рок-музыку с наработками Baji Worktheater. Тогда он окончательно нащупывает тот формат рок-шоу, который считает для себя выигрышным, и которого будет придерживаться в последствии. Кажется, он уже тоже понимает, какая из его инкарнаций — наиболее удачна. И возвращается к материалу AUTO-MOD.

В 1995-м вышел трибьют группе (в котором, кстати, приняли участие Киёхару и Сугизо), а в 97-м AUTO-MOD собрались снова — группа «приветствовала окончание XX века». Саунд команды изменился — наметился крен в модный электроиндастриал.

В 2000-м Дженет организовывал шоу TOKYO GOTH & DARKWAVE, которое через три года превратилось в TOKYO DARK CASTLE. В июне 2015-го состоялось сотое шоу.

Надо сказать, у Дженета прекрасное чутье на то, что в «темной музыке» имеет коммерческий потенциал  — по альбомам AUTO-MOD отлично прослеживается, когда массово слушали CURE, когда NIN, а когда — NIGHTWISH и EVANESCENCE. Последний альбом группы — «Celebration» — сплав поздних ретро-течений (недаром он начинается с танго), готики, металла, электроники и красиво заполированных, но узнаваемых элементов рок-хитов. Он хорош именно тем, что каждый в нем может найти что-то для себя.

То же самое можно сказать и о TOKYO DARK CASTLE.  Под эгидой Дженета выступает множество артистов, и это его личный токийский Гран-Гиньоль. И, кажется,  шоу уже много лет остается на плаву только благодаря здоровому прагматизму. В том, что делает Дженет, совершенно нет присущего многим  коллегам надрыва, зато много иронии. В конце концов, если на дворе второе десятилетие XXI века, а ты вот уже 35 лет выходишь на рок-сцену в гриме, то нельзя выжить без чувства юмора и доли цинизма. И, хотя, постмодернизм и затертое до дыр определение, к тому, что делают AUTO-MOD оно до сих пор подходит лучше всего. А готика — просто обертка. Возможно, он потом подберет себе другую — ещё проще и понятнее. Ведь тем, кто тебя классифицирует, тоже должно быть удобно. Японская вежливость, знаете ли.

Людмила Ребрина

Источники:

Tagged with: ,