Дженет (AUTO-MOD) и Ягами Толл (BUCK-TICK) о готике

Перевод сделан с любезного разрешения Cayce (This is NOT Greatest Site).

Разговор был записан в 2006-м — через год после релиза BUCK-TICK «十三階は月光» («Juusankai wa Gekkou») и за год до выхода альбома AUTO-MOD «Eastern Gothic». Интервьюер — Евро, вокалист группы SPEED-iD.

Вы повлияли на развитие готик-рока, позитив-панка, декаданс-рока в Японии. Так что я хотел бы послушать ваши истории.

Дженет: Декаданс, готика… Сейчас я сижу рядом с Ягами, но на самом деле мы не общались большую часть времени, что работаем на сцене. В прошлом году Ягами припомнил, что как-то давно мы пересекались в баре, но, видимо, тогда я был пьян, потому что не помню этого.

Ягами Толл: Это же было афтерпати какого-то концерта?

Дженет: Но сейчас мы часто видимся. Интересно, что мы встретились из-за готик-рока. Когда мы только начали играть, термин «готика» не существовал.

Толл: Да, его не было.

Дженет: То, что мы делали, называли aesthetic rock…. или, может быть, positive punk? Но начиная с прошлого года, я решил, что хочу временно перестать  фокусироваться на positive punk и попробовать новый подход — то, что считается готикой.

Со мной связался Ягами и сказал, что собирается играть концерт и приглашает меня, как-то так это было. Так что я отправился на шоу, и оно было так готично, что мне крышу снесло. Вот так мы подружились.

Ягами, расскажите, что вы думаете об AUTO-MOD?

Ягами Толл: Ну, в целом, Дженет совершенно не изменился за последние двадцать или около лет. Его подход и имидж — как раз и есть готика. Полагаю, он первый, кто начал играть ее в Японии. Я его за это очень уважаю.

Дженет: По сути, то, что мы делали, не было «готикой» — это скорее было эстетство и декаданс. Самая известная песня BUCK-TICK — «悪の華» («Aku no Hana»). «Цветы зла»! Меня поразило, что они рискнули выбрать такое название. Это отсылка к Бодлеру, конечно же. О чем вы думали, когда выбрали такую тему?

Ягами Толл: Нам всегда нравились BAUHAUS и им подобные — так что мы представляли себе тьму такой, как у них.

Дженет: Поначалу, когда BUCK-TICK еще были инди-группой, я не знал, что они из себя представляют, хотя, наверно, имя было знакомо. Но когда они выпустили «Aku no Hana», то одним этим названием привлекли мое внимание. Я думал: вау, а эти парни работают в том же стиле, что я? Но тогда я решил, что они больше не будут это делать, и только спустя двадцать лет увидел, что они превратились в настоящую готик-группу. Полагаю, это все ваш вокалист — Аччан, да? — это он, его манера. Он всегда привносит налет декаданса. Даже когда пишет поп-песни — эта эстетика там есть. Чтобы он ни пел — это не просто легкие песенки. Даже когда он использует классические тропы поп-текстов, например, «boys and girls», он всегда как бы выворачивает их наизнанку. Таков его стиль.

Ягами Толл: Думаю, да.

Ягами, не могли бы вы поделиться впечатлениями о шоу Дженета Tokyo Dark Castle?

Ягами Толл: Во-первых, я был удивлен, что AUTO-MOD все еще играют. С тех пор каждый раз, когда я вижу Дженета на сцене, я поражаюсь, какая у него мощная харизма, и думаю: «Да, давай!»

Дженет: Ты, конечно, говоришь «Да, давай!», но когда мы встретились…

Да, расскажите об этом…

Дженет: Друг Ягами пришел на Dark Castle и передал мне, что тот зовет меня на свой концерт. И когда я пошел туда, то… я как будто попал в средневековый замок, понимаешь? Если считать BUCK-TICK готами, то они, наверное, потратили больше денег на декорации к одному концерту, чем любая готик-группа в мире. Даже с учетом западных адептов, готическая сцена очень мала. Команды счастливы, если могут продать хотя бы тысячу или две пластинок, а в Японии это то, что не сильно заморачиваясь, делает инди-группа. И вот ты приходишь, и видишь команду, которая выпускается на крупном лейбле, которую все знают — BUCK-TICK, — и видишь, что все деньги, которые им выделяет лейбл, они вложили в этот замок и воссоздали идеальный образ средневековой готики со всеми элементами — балеринами, и прочими атрибутами фрик-шоу. И тебе кажется, будто они во всем копируют AUTO-MOD. Просто потому, что у них есть деньги, и они могут это потянуть и построить такой замок. Мне кажется, для запада это неслыханно – группа собирает декорации такого масштаба, просто чтобы создать картинку. И я тогда подумал, что с этой точки зрения то, что они делают — круто.

В то время я меньше ориентировался на готику, а больше на тяжелый рок типа KORN и связанный с ними мир. Но в конце позапрошлого года я решил, что AUTO-MOD стоит снова вернуться к готике. И только мы начали над этим работать, как я вижу, что BUCK-TICK cвернуло туда же. И я подумал: «Только не вздумайте меня обскакать!»

Ягами Толл: Да вы же делали это сами — двадцать лет назад.

Дженет: Да, двадцать лет назад я выпускал готические пластинки и двадцать лет как бросил. И вот Ягами показывает свое понимание готики. И я тогда подумал — раз такое дело, нельзя оставаться в стороне — неважно, видел я шоу Ягами или нет. Готика, как и индастриал,  — элементы моего шоу Tokyo Dark Castle. То, что я делаю, можно рассматривать как positive punk, но мы-то понимаем этот термин, а вот человеку со стороны разобраться сложно.

Positive punk придумал британский музыкальный журналист, но, полагаю, оно больше в Британии не в ходу. На Tokyo Dark Castle приходит много иностранцев, поэтому я от них слышу много отзывов, и они не знакомы с этим понятием. Вот что я имел ввиду, когда сказал, что AUTO-MOD больше не играют positive punk. Мы не столько больше не играем его, сколько переосмысляем. Я подумал, что «готика» будет более удачным названием. Не в том смысле, в котором это понятие используется на западе. Я говорю: «Eastern Gothic». Но то, что делаем мы и BICK-TICK — чистое эстетство и декадентский экспрессионизм. Если вы это называете «готикой», то мы можем гордо заявить, что играем ее уже двадцать лет. Хотя это уже не модно.

Как бы вы представили готику молодёжи?

Дженет: Я бы не стал противопоставлять нас и молодежь. В прошлом году, когда BUCK-TICK выпустили новый альбом («十三階は月光» («Juusankai wa Gekkou») — ред.), рецензии и аннотация к нему гласили: «BUCK-TICK — теперь готы», или «Готика? Почему бы и нет» — все что-то такое говорили, но когда я пришел на концерт… это были не просто слова. Но публике нравится, а если так, что за беда? Если бы это оттолкнуло фанатов, тогда да. Я до этого упоминал индастриал — PIG и BUCK-TICK ездили вместе в тур, и фанатам это нравилось, нравился PIG, при том, что это был андеграунд, а не мейджоры. То, что BUCK-TICK вытащили на свет эту готику, и всем она пришлась по душе, – тут нет проблемы.

Многие любят поспорить, что такое «готика». На наших шоу бывает много людей из разных стран и, полагаю, им плевать на теории. Они приходят, чтобы оторваться на японском Хеллоуине, понимаете? Они просто веселятся, так что не думаю, что стоит вдаваться в дебри, ломать над этим голову. Надо просто наслаждаться.

В последнее время Хеллоуин очень популярен в Японии, и некоторые думают, что готы — это такая разновидность косплееров. И если кто-то считает, что это косплей — ну и что с того? Очевидно, есть много людей, для которых готика означает слушать до посинения только малоизвестную музыку, немецкие группы, о которых никто никогда не слышал, британские группы о которых никто не знает и тому подобные команды. И если вы из таких, то сидите дома! Мы любим рок-музыку, вечеринки, ночные клубы, а вот BUCK-TICK нравится играть концерты в больших залах. Кому-то это импонирует, кому-то нет. Вот и все.

Если людям весело, пусть приходят — неважно, панки они или готик-лоли. Они веселятся — это главное. Что до ценностей, которые за этим стоят, и вкусов, нам кажется, что мрачные вещи — это круто, вот и учтите. Розовые сопли — это не к нам. Если у наших гостей такой же стиль как у нас, но они при этом ждут чего-то похожего на visual key — что надо будет поднимать руки и синхронно двигаться — это тоже не к нам. А вот если публика качается в такт ритму, танцует и тащится, то мне все равно, кто это. Бизнесмены? Нет проблем.

Ягами Толл: Бизнесмены иногда приходят

Дженет: Мы рады всем. Даже детям! Но наши выступления начинаются в полночь, поэтому дети не допускаются. Лично я бы пускал тех, кому 16 — 17, но у полиции другое мнение. Вот дедушкам можно, если им нравится. Если они считают, что рок — это круто, они должны прийти.

То есть вы думаете, что «готика» — это и впрямь рок?

Дженет: Рок? Это бы это был не рок, я бы этим не занимался. И Ани (Ягами — ред.) не стал бы.

Ягами: Нет, не стал бы.

Дженет: Как я уже говорил, не знаю, какое имеет отношение к року то, что выкапывают хипстеры, но к лучшему или худшему, то, что мы пытаемся делать вот уже двадцать лет — точно рок.

Ягами Толл: Да, определенно.

Дженет: Без сомнения.

Вы оба любите LED ZEPPELIN, верно?

Дженет: Они мне нравятся.

Ягами Толл: Извините, мне тоже. А вот есть люди, которые скрывают, что им нравятся LED ZEPPELIN.

Дженет: Есть люди, которые думают, что Джимми Пейдж поклоняется дьяволу.

Ягами Толл: Он живет в замке.

Дженет: Да, в замке живет. И когда мы были детьми, «сатанинский» имидж был важным атрибутом рок-музыки. Если LED ZEPPELIN играли хард-рок, и THE ROLLING STONES тоже  баловались сатанинскими образами, то Оззи был просто псих…. Не уверен, что черная магия вообще существует, но так уж сложилось, что образы, с ней связанные, прижились в роке. Это не значит, что мы делаем оккультные вещи — мы делаем рок-музыку.

Евро, вот ты же в группе SPEED-iD, ты немного в стороне от всего этого и у тебя давние связи с зарубежными рок- и готик-группами, что ты думаешь по этому поводу? Готик-команды как-то отличаются от рок-команд?

Я думаю, гот-группы — это рок-группы. LED ZEPPELIN — одна из моих любимых команд, а THE CULT были готик-группой, добившейся мирового успеха.

Дженет: Думаешь, THE CULT — готы?

Ну да. LED ZEPPELIN были типичной готик-группой — кельтская культура, мифология, королевы и вампиры. Группы, которые любят старинную темную романтичную атмосферу и пишут об этом песни — и есть готы. Эта мысль была для меня откровением. Мы считали, что Эндрю Элдрич из THE SISTERS OF MERCY — это такой рок-н-ролл. Просто очень мрачный… и нам казалось, что это — круто.

Дженет: Всегда ненавидел понятие «рок-н-ролл». Под «рок-н-роллом» подразумевается легкая поверхностная музыка, а под «блюзом» — тяжелая. Поэтому я думал, что LED ZEPPELIN — это блюзовая группа и любил их. А вот THE ROLLING STONES балансировали на грани, скатываясь в рок-н-ролл, и нравились мне меньше. К тому же у рок-н-ролла есть эдакая радостная интонация, и я ее терпеть не могу. На западе все время говорят «рок-н-ролл» и при этом не имеют ввиду, скажем, Чака Берри.

Это не жанр.

Дженет: Не жанр — образ жизни. Поэтому когда я говорю «рок», это то же самое, что иностранцы подразумевают под рок-н-роллом

Хочу вас еще спросить: что бы вы, Дженет, могли сказать мэйнстриму от лица андеграунда? А вы, Толл, андеграунду от мэйнстрима?

Дженет: В так называемом мейнстриме — как я уже говорил — хорошо то, что есть солидное финансирование. Двадцать лет назад, когда AUTO-MOD распались, мы давали концерт в Коракуэн-хору с довольно приличным бюджетом и множеством декораций… Когда играешь готику, нельзя не хотеть построить замок — с могильными плитами, вот этим всем, — что невозможно в маленьком зале. К сожалению, тогда у AUTO-MOD не было денег, чтобы еще и замок построить, поэтому мое обращение к мейнстриму такое: сделайте что-нибудь, чтобы порадовать готов — готов, индастриал-готов — не вдаваясь в определения. Потешьте чудаков, тех, кому нравится мрачняк. Неважно, киберготы это или кто еще — мне кажется, не имеет значения, какое там направление, все одно готика. BUCK-TICK делали музыку в разных жанрах. В прошлом году они были готами, я не знаю, будут ли в этом, но в их творчестве всегда была темнота, поэтому если они сделают тур с еще одной реконструкцией вот этого темного мира, я буду только рад. Мне хочется, чтобы они продолжали работать с этой эстетикой — вот это мое обращение от андегруда к мейнстриму.

Ягами Толл: Будет сделано! Ну, не думаю, что BUCK-TICK — такая уж мейнстримовая группа.

Дженет: Ну, для готов вы действительно круты.

Ягами Толл: Мне на самом деле просто нравится смотреть, что делает Дженет, что-то вроде «А это что на нем такое надето?»

Дженет: Ну я еще постараюсь поддержать токийскую сцену. Но вот недавние концерты BUCK-TICK… многим иностранцам нравится Tokyo Dark Castle, но мне хотелось бы показать западным готам BUCK-TICK. Мне кажется, их должны впечатлить декорации. Но там, у себя, им не нужно платить, чтобы строить замки, потому что они и так есть, и их можно использовать как фон, не тратясь. Ну что, может нам устроить концерт в Осакском замке? Правда, скорее придется построить свой. В любом случае, мы можем только лишь создать образ такого мира, и мы постараемся.

Опубликовано: Galaktika DVD magazine, vol. 22, June 2006
Перевод с японского: Cayce, опубликован на The Blog-Tick Phenomenon
Перевод на русский: Наталия Меркулова, Людмила Ребрина