Бликса Баргельд & Тео Теардо. Nerissimo

Бликса Баргельд & Тео Теардо. Nerissimo

Хельсинки, Savoy-teatteri, 22.05.2016

«Они вернулись!» — провозгласил официальный сайт EINSTUERZENDE NEUBAUTEN в начале 2016 года. Речь шла отнюдь не о новом проекте самих EN, восторженный анонс относился ко второму альбому Бликсы Баргельда и Тео Теардо. Эту радость легко понять, если вспомнить, что до сих пор ни один из дуэтов с участием Бликсы не возвращался на сцену. «Still Smiling» появился на свет три года назад, за это время Бликса успел записать альбомы и со своей «родной» группой, и со швейцарцами KiKu, и даже сняться в кино. Тем более ценной стала следующая глава в истории самого мелодичного и искреннего из всех его проектов.

Концертный тур «Nerissimo 2016» не добрался до России, хотя подошел близко к ее границам: впервые Бликса и Тео выступили в Тбилиси, на осень анонсирован концерт в Киеве. Местом встречи на этот раз был выбран Хельсинки, отчасти из-за все того же близкого соседства. Уже после стало понятно, что и сам город, и небольшой зал театра «Савой» стали лучшими декорациями для новой музыки — камерными, неяркими, почти интимными. Возможно, само определение «новая» будет слишком сильным: на первый взгляд, по сравнению с первым альбомом и первой концертной программой изменений было совсем немного. Почти тот же состав — Бликса, Тео и Мартина Бертони на переднем плане, струнный квартет и кларнетист в глубине сцены. Во многом похожий сет-лист и знакомое исполнение песен со «Still Smiling».

Однако общее настроение и дух выступления стали совсем другими — как и дух нового альбома, отраженный в его названии. Nerissimo по-итальянски, то же, что blackest по-английски, превосходная степень прилагательного «черный» — этот цвет стал фоном всего концерта от первой до последней минуты. «Nerissimo» открывала и завершала основной сет, словно подводя итог и возвращаясь к самому началу. Бликса пел о смерти множество раз, но сейчас это не юношеское заигрывание, не «Stell dich tot» («Притворись мертвым»), не «Смерть — это денди». И нынешний черный цвет — это не тот черный, что поражал воображение в 2000-м на «Silence Is Sexy».

Для концертной программы был отобран материал соответствующих оттенков. Не было спокойной «A Quiet Life» или задумчиво-ироничной «Defenestrazioni», не было экспериментальной «микробиологической поэмы». И даже «Soli si Muore», прозвучавшая на бис, не произвела прежнего позитивного впечатления, когда публика пускалась в пляс следом за Бликсой. На этот раз исполнение было пронизано напряжением, а во время проигрыша между куплетами Бликса устроил нападение на Тео — вроде бы в шутку, но без малейшей улыбки.

Ко второй-третьей песне стало заметно еще одно важное изменение: лидером на сцене выступал Тео, и для этого ему не нужно было занимать место по центру. Он не просто играл на гитаре или запускал сэмплы, но дирижировал и управлял всеми остальными, в том числе и Баргельдом — тот будто бы сознательно отказался от привычной роли центральной фигуры. Его голос не изменился, не утратил мощи, громкости и одновременно умения быть предельно тихим. Иногда Бликса просто пел, в другие моменты использовал голос в качестве исходного материала для звуковых эффектов. Во время же вступления или финала просто делал шаг назад, ожидая своей очереди или момента, когда отзвучат последние ноты и зал, выдержав паузу, начнет аплодировать.

Задумчивость, сумрачность и прохладная сдержанность — и при этом ни малейшего следа отстраненности, высокомерия или, напротив, заигрывания со слушателями, домашняя атмосфера — не празднично-суматошная, скорее, дома с приглушенным светом и негромкими, но доверительными разговорами. И теперь надежда, что этот дом простоит не один год или не один концертный сезон, обрела новое дыхание. «Спасибо, что пришли, пожертвовав хоккеем», — произнес Бликса в самом конце, обращаясь к внимательным и молчаливым гостям, имея в виду финал чемпионата мира, где команда Финляндии играла против Канады. И далее, обращаясь к кому-то за кулисами, спросил: «Какой счет?» Выслушав ответ, снова обратился к публике: «Похоже, они все проиграли. 0:0». Зрители отозвались сдержанным смехом, и, похоже, никто из них ни на секунду не пожалел о том, что провел этот вечер не у телеэкранов в барах или на городских площадях.

Текст и фотографии: Сергей Оффенбах

Tagged with: ,