«Фарго», сезон второй: краткий путеводитель по музыке

Hanzee Dent

«Фарго» – это трагикомический оммаж на одноименный полнометражный фильм братьев Коэн. Первый сезон вышел на экраны весной 2014-го (нашу рецензию вы можете прочитать здесь). Получил премию «Эмми» как лучший мини-сериал года и снискал такой успех у публики, что создатели решились на продолжение.

На этот раз они рассказывают историю, на которую ссылались в первом сезоне, и поэтому переносят зрителя в 1979-й. Атмосфера любовно выписана во всех деталях вплоть до характерных причесок а-ля Фэрра Фоссет (секс-символ 70-х, получившая огромную популярность после сериала «Ангелы Чарли»), джинсов с высокой талией и мелодиями того времени. Именно на музыке и хочется остановиться.

Она разнообразна  — от немецких реквиемов  до цепляющих современных каверов, через прог-рок 70-х. Второй сезон «Фарго» поднимает много тем, актуальных в период между окончанием войны во Вьетнаме и приходом к власти Рональда Рейгана — от нефтяного кризиса 1973-го до озабоченности НЛО. Каждая композиция — будь то кантри-баллада «Send Her to Me» в исполнении крунера Уэйна Чэнса, задающая тон сериалу Kansas City Фэтса Домино,  «Oh Well» рок-группы FLEETWOOD MAC или тревожные ламентации Густава Малера — словно слой, снимая который, обнаруживаешь еще один и новую глубину.

Это было намеренное решение — сценарист Ной Хоули, и Маргарет Филлипс, отвечавшая за аудиоряд, специально подбирали музыку так, чтобы эти темы раскрыть.  Во время их первой встречи Хоули обозначил 8 разных направлений, и Филлипс принялась изучать творчество JETHRO TULL, музыку Канзас-сити, женские панк-группы, мировые хиты, прог-рок — все, что было раньше 1979-го.  Патрик Уилсон (исполнитель роли Лу Солверсона) считает, что именно музыка как ничто другое сделала этот сезон.  

Итак, что же мы слышим?

Каверы песен из фильмов братьев Коэн

Хоули отдал «музыкальную дань» своим кумирам: практически в каждой серии есть версия песни из какой-нибудь коэновской полнометражки. Часть из них сделали австралийские команды. И это тоже дань — стране, где выросла Филлипс, и где сейчас живет Хоули. Одну из композиций, «Let’s Find Each Other Tonight» Хосе Фелисиано из оригинального «Фарго», исполняет Джефф Твиди из WILCO. Кроме того, в сериале есть каверы, исполненные самим сценаристом. Это, например, «Go To Sleep You Little Baby» из «О, где же ты, брат», которая звучит в конце первой же серии. «Я и не знала, что Ной умеет петь, — говорит Маргарет. — Он поразил меня».

Kosmische musik

Космос и пришельцы были поп-феноменом 70-х, и музыка того периода — яркое тому подтверждение. Достаточно вспомнить альбомы «Alpha Centauri» TANGERINE DREAM 1971-го и «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars» Дэвида Боуи 1972-го.

Так, в новом сезоне звучат «The Eve of War» и «Children of the Sun». Первая открывает концептуальный альбом британского композитора Джеффа Уэйна 1978-го по мотивам романа Герберта Уэллса. Вторая — заглавный трек одноименной космооперы Билли Торпа, которая возглавляла топ-40 поп-альбомов журнала Billboard в 1979-м. Прибавить сюда НЛО, которое периодически появляется на экране, и эпизодические разговоры героев об инопланетянах, и вот оно — чувство паранойи, которое сопровождает весь сезон.

Японские мотивы

Еще один мостик к оригинальному фильму братьев Коэн. 15 ноября 2001-го неподалеку от городка Детройт-Лейкс в штате Миннесота была найдена мертвой Такако Кониси, уроженка Токио. Кониси прибыла в Миннеаполис в начале того же месяца, навестила Бисмарк, затем Фарго, и, наконец, Детройт-Лейкс, где и умерла. Изначально её смерть списали на самоубийство, однако медиа активно муссировали слухи о том, что она погибла, пытаясь установить, куда пропали деньги, спрятанные героем Стива Бушеми, Карлом Шоуолтером в «Фарго» 1996-го. Девушка считала, что фильм основан на реальных фактах, тогда как на самом деле его события — вымышленные.
История Такако Кониси легла в основу документального фильма 2003-го «This Is a True Story» режиссера Поля Беркцеллера.

В сериале звучит «Yama Yama» YAMASUKI SINGERS 1971-го. YAMASUKI — проект французского фанк-композитора и продюсера Даниэля Вангарде (отец будущего сооснователя группы DUFT PUNK Томаса Бангальтера) и бельгийца Жана Клюгера. Эти двое выучили японский. Пригласили детский хор. Нашли мастера по дзюдо, который бы характерно кричал, и еще уйму знаковых участников, хотя те не упоминаются на обложке (например Рэймонда ван хет Гренвуда, голландско-бельгийского музыканта и поэта, и Клод Ломбар, которая представляла Бельгию на Евровидении в 1968-м). И с ними всеми записали альбом «Le Monde Fabuleux Des Yamasuki», который вышел в 1971-м. На обложке переиздания альбома значится: «Протопсиходелический хип-хоп с оглушающим барабанным ритмом и басовыми партиями».

Немецкая классика

А вот композитор Джеф Руссо, который отвечал за аранжировки ко всему сезону, искал вдохновение в немецкой классической музыке. Так, в конце четвертой серии первого сезона звучит реквием. Хоули решил сделать тоже самое и во втором сезоне, и поэтому семья Герхардов размышляет над тем, объявлять войну Канзас-сити или нет, под музыку Густава Малера.

Темы персонажей

Маргарет Филлипс не раскрывала названия композиций до выхода сериала, чтобы нельзя было догадаться о поворотах сюжета, связанных с конкретными героями. Например, тема Эда Блумквиста — это «One Hour Ahead of the Posse» в исполнении Бёрла Айвза. «Она из 50-х, эта песня, а Эд хочет жить в том же мире, в котором он вырос — в 50-х. Хочет жену, дом и семью — все как у его отца, но он совершенно, и это очевидно, беспомощен. Начало песни веселое, немного сумасшедшее даже, но потом она становится все более и более мрачной — как и история Эда». Или вот история Констанс — владелицы салона, где работает Пэгги Блумквист, — это «Song of the Soul» Крис Уильямсон. «Как мне рассказывали, в 70-е эта песня была своего рода визитной карточкой лесбиянок. Купить альбом Уильямсон было неявным способом обозначить, что ты предпочитаешь свой пол, не сообщая об этом напрямую» — говорит Филлипс.

Строчка «They got some crazy little women there» из «Kansas City» в версии Фэтса Домино в точности описывает Пэгги, например, в том, что касается сумасшествия. И особенно после того, как она несколько раз ранит Додда ножом.

Неслучайно звучат в сериале «Reunion» и «He Made a Woman Out of Me» Бобби Джентри, одной из первых успешных женщин-исполнительниц кантри, которая к тому же сама писала тексты к песням. Они — отличный комментарий к сюжету, движущая сила которого — сильные и не примирившиеся с обстоятельствами женщины, хотя и кажется на первый взгляд, что он о сугубо мужском мире. «Именно женщины — стержень этого сезона, — считает Маргарет. — Они удерживают всех вместе, или, по крайней мере, пытаются».

Хард-рок хиты

«Locomotive Breath» JETHRO TULL — превосходная аллегория к похоронам Отто и Рая Герхардов. Семья, членов которой больше ничего не связывает между собой, и поезд, который уже остановить, обреченные на гибель.

«War Pigs» — одна из самых известных песен BLACK SABBATH, вышедшая в 1970-м. Она звучит в финальном эпизоде сериала и привязана к персонажам Ханзи Денту, индейцу, который прошел войну во Вьетнаме в составе «туннельных крыс», и Лу Солверсону — тоже ветерану Вьетнама. По словам Гизера Батлера, песня была «манифестом группы против войны во Вьетнаме. Против того, что богатые политиканы и не только, развязывают войны ради выгоды, а погибают обычные люди».

Наталия Меркулова

Tagged with:

Оставить комментарий