Крис Ри

Chris Rea

Chris Rea

По непонятным причинам песни Криса Ри у нас принято считать попсой. Хотя, казалось бы, налицо все признаки «настоящего рокера»: наждачный глуховатый голос, прущая из «Auberge» или «Road To Hell» энергетика, фузз и квак, множество социальных текстов, наконец — если кто-то вздумает напрячься и перевести. Ан нет: Джо Кокер, DIRE STRAITS, Джей Джей Кейл, даже Леонард Коэн — это рок. Однозначно и безусловно. А Крис Ри… его в этот напрашивающийся логический ряд помещают редко. Хотя при этом очень часто, немного стыдясь и скрывая от друзей, все-таки любят его слушать.

А почему бы, собственно, не любить? Какое нам дело до того, что известность Криса Ри не дотянулась до Америки, ограничившись Европой — зато здесь, на континенте, многие его альбомы побывали на всевозможных вершинах (или это тоже признак попсовости?). Какая нам разница, что его песни не отвергают даже самые нетерпимые к року радиостанции, потому что он пишет не только боевики, но и пасмурные, с философским оттенком баллады — будь то «On The Beach» или «Curse Of The Traveller», а еще воздушные и печальные реггей-номера – «Every Second Counts», «Just Wanna Be With You», «Looking For The Summer»… Все жанры хороши, кроме скучного, а уж скучным Крис Ри не был ни разу. И отсутствие громких скандалов или сенсационных событий в его жизни — никакой не показатель.

Собственно, до 19 лет Кристофер Энтон Ри, родившийся 4 марта 1951 года в английском городке Миддлсборо в многодетной семье владельца кафе-мороженого, и не помышлял о музыкальной карьере. Все изменилось, когда он услышал пластинки Джо Уолша и Рая Кудера. Потом изменилось еще раз, в 1973-м, когда он пришел в группу MAGDALENE на место ушедшего в DEEP PURPLE Ковердейла (как там насчет тру рока?), а потом еще — когда в 1975-м Melody Maker объявил их «Открытием года». На тот момент они назывались уже THE BEAUTIFUL LOSERS (ПРЕКРАСНЫЕ НЕУДАЧНИКИ), и это позволяет проводить параллели: в жестокой кинодраме Пола Линча «Через страну» задумчивая «Love’s Strange Ways» за авторством Криса Ри звучит столь же парадоксально уместно, как и Коэновская «Waiting For The Miracle» в «Прирожденных убийцах» десятью годами позже. Более того, эти песни очень схожи, но о заимствованиях ни в ту, ни в другую сторону говорить не приходится. Скорее — об общем направлении движения, которое Ри любит называть блюзом, хотя блюзов в его творчестве, пожалуй, меньше всего. Следует, наверно, говорить о ритм-энд-блюзе, частенько уходящем в авторскую песню — не на русский, конечно, манер, а на английский, потому что Крис Ри, с 1977 года выступающий сольно, практически не играет в акустике. Еще он не записывает плохих альбомов (хотя не все они были успешными), не чурается актерского ремесла и продолжает сочинять киномузыку, не считает дурным тоном посвящать песни жене и дочерям. Еще он рисует картины, и, несмотря на паршивое здоровье, любит автомобильные гонки — как участник, а не зритель. И хочет закончить в этом году сольную карьеру, собрать нормальный блюзовый бэнд и тихонько играть любимую с юности музыку. Неужто права не имеет? Неужто правильного рокера мы будем снова и снова определять по какой-то там элитарности и/или андеграундности имиджа и карьеры, а то и просто по внешности? Тогда, конечно, азиатский разрез глаз Криса Ри (в чьих предках, тем не менее, числятся лишь ирландцы, итальянцы и югославы) и постоянные вот уже 30 лет радиоротации помешают нам всерьез им интересоваться. И только что вышедший бокс-сет «Blue Guitars» из 11 дисков, составленных и аранжированных по разновидностям блюза, нам нафиг не нужен, и на концерты мы не пойдем — приличные люди считают Криса Ри попсой, так нам ли выбиваться из ранжира?

А я пойду. Я люблю Криса Ри, хочу услышать его «живьем», паче это возможно, и не считаю нужным это скрывать. И думайте обо мне, что хотите.

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ №3/2006 в рубрике «Человек месяца»

Tagged with: