Джон Майалл

0
49
views
John Mayall
John Mayall

«У черных есть чувство ритма, у белых — чувство вины» — пел когда-то БГ. В отношении музыки, и, в частности, блюза, это высказывание имеет отдельный смысл: очень многие считают, что настоящий блюз — это черный блюз, а белые блюзмены — такое же недоразумение, как растворимый кофе. Однако есть артисты, всей своей жизнью и творчеством доказавшие, что они имеют полное право на блюз. И один из таких артистов — Джон Майалл.

Принято считать, что Майалл — блюзовый гитарист, да и на фотографиях у него в руках чаще всего гитара. Однако не менее искусен он в обращении с клавишными и губной гармошкой, в сочинении текстов и музыки. А еще — в обнаружении и воспитании талантов. И это, пожалуй, главное и лучшее, что он умеет делать.

Джон Майалл родился 29 ноября 1933 года в Макклзфилде, крохотной деревушке в окрестностях Манчестера, где люди слыхом не слыхивали ни о каком блюзе. Однако отец Джона был джазовым гитаристом и коллекционировал пластинки, и парень провел детство и отрочество, слушая Лидбелли и Эдди Ланга, а с 13 лет учился играть на пианино, гармонике и гитаре. Впрочем, музыкантом он стать не помышлял: окончил арт-колледж, отслужил 3 года в Корее и стал заниматься графическим дизайном. Музыка для него была хобби, отдыхом после трудного дня. Ему было уже почти 30 лет, когда он встретился с Алексисом Корнером — знаменитым музыкантом, открывшим для Англии немало талантов. Корнер-то и убедил Майалла заняться музыкой всерьез. Так появилась группа JOHN MAYALL’S BLUESBREAKERS, в составе которой Джон стал исполнять на свой собственный, британский белый манер любимый им с детства чикагский блюз.

Дальше начали происходить удивительные вещи. Любой музыкант, которого Майалл звал в группу, задерживался там в среднем на полгода, а потом уходил. Но не потому что с Майаллом было невозможно сотрудничать (все коллеги отзываются о нем с неизменным уважением) — а потому что, поиграв с ним, парни твердо становились на ноги и ощущали в себе силы собрать собственный проект. Такое уж обнаружилось у Майалла свойство — выявлять в начинающем музыканте все самое лучшее, будить творческие идеи. Эрик Клэптон провел в BLUESBREAKERS год с перерывами и записал с Майаллом всего один альбом — и этого было достаточно, чтоб объявить о создании CREAM, где на басу играл Джек Брюс, с которым Клэптон познакомился в группе Майалла. Та же история произошла с гитаристом Питером Грином и басистом Джоном Макви — встретившись в BLUESBREAKERS, они вскоре создали FLEETWOOD MAC. 15-летний басист Энди Фрейзер провел с Майаллом всего 6 недель, но этого ему оказалось достаточно, чтоб стать основателем FREE. Дольше всех (2 года) пробыл в BLUESBREAKERS Мик Тейлор — ну так и в THE ROLLING STONES он пришел уже абсолютно сложившимся музыкантом…

Эта беспрерывная ротация кадров шла на фоне гастролей, концертов и записи альбомов; в конце концов, Майалл мог сам сыграть на чем угодно, если нужных музыкантов недоставало. Однако к концу 60-х его несколько утомила вся эта чехарда. Так что он созвал напоследок своих бывших музыкантов, записал с ними знаменитый альбом «Back To The Roots» — и уехал в США, где провел следующие 15 лет.

В Америке, впрочем, он не отошел от дел: продюсировал джазовые альбомы и был в них сессионным музыкантом, в собственных пластинках экспериментировал с фанком и поп-мелодикой, сопровождал в британских турах Джона Ли Хукера, Ти-Боуна Уокера и Сонни Боя Уильямсона. Женился на чикагской певице Мэгги Паркер. А в 1982 году, движимый отчасти тоской по родине, отчасти возрождающимся там интересом к старому блюзу, вернулся в Англию и воссоздал BLUESBREAKERS. И снова начал открывать таланты — в новом составе группы появились, наряду со старыми знакомцами Майалла, новички Уолтер Траут и Коко Монтойя…

Сейчас Джон Майалл — живой классик, сыграть с которым почитает за честь любой музыкант. Его старые пластинки переиздаются, а современные концерты снимаются на DVD и расходятся немалыми тиражами. Его называют «Крестным отцом британского блюза»; в 2005 году он стал кавалером Ордена Британской империи. В свои 75 лет он по-прежнему любит и пропагандирует блюз — и кто знает, сколько еще талантов ему суждено открыть?

Екатерина Борисова
Опубликовано в журнале FUZZ № 11/2008 в рубрике «Человек месяца» («Зал славы»)