Джон Траволта

0
43
views
John Travolta
Кадр из фильма «Pulp Fiction»

Для нынешнего поколения Джон Траволта — это, прежде всего, Винсент Вега, герой культового фильма Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». И если воссоздавать в памяти сцены оттуда, то сразу вспоминается твист, который Траволта отплясывает с Умой Турман. Этот эпизод вошел в историю кино, стал почти эталонным. Однако далеко не все знают, насколько он символичен и важен для самого Траволты.

Джон Джозеф Траволта родился 18 февраля 1954 года в Инглвуде, пригороде Нью-Йорка. По отцу он итальянец, по матери ирландец. Отец был футболистом, мать — актрисой и певицей. Такая наследственность привела Джона сначала на Бродвей, где он пел и танцевал, а потом в Голливуд, где играл в сериалах и постепенно набирал опыт и известность. Когда в 1977 году режиссер Джон Бэдхем решил снять музыкальный фильм «Лихорадка субботней ночью» («Saturday Night Fever»), он позвал на главную роль именно этого многообещающего новичка. Немудреная история о неформалах, отрывающихся после трудовой недели на ночной дискотеке, внезапно произвела фурор и стала блокбастером — в первую очередь, из-за блестяще исполненных Траволтой танцевальных номеров. Парень стал звездой и кумиром молодежи, диско — модным стилем, саундтрек к фильму — самой продаваемой пластинкой такого рода (рекорд продержался до 1999 года, когда в топ взлетел саундтрек «Телохранителя»), а песни BEE GEES «Stayin’ Alive» и «How Deep Is Your Love» оттуда — хитами. За первым успехом вскоре последовал новый, в экранизации бродвейского мюзикла «Бриолин» («Grease»), который привлекал внимание не столь романтической историей любви Сэнди (австралийская певица Оливия Ньютон-Джон) и Дэнни (Траволта), сколько их песенными дуэтами и танцами. После этого фильма Траволта окончательно стал международной звездой и закрепил позиции фильмом «Городской ковбой» (1980), основанном на кантри-музыке. Однако дальнейшие попытки эксплуатировать удачно найденный образ — в частности, в «Staying Alive», сиквеле «Лихорадки» (1983) — не принесли ему удачи. После череды провальных фильмов Траволту практически списали со счетов, и к концу 80-х о нем вспоминали лишь старые поклонники.

Своим новым взлетом он обязан Тарантино, записному поклоннику старого кино. Танец с Умой Турман — практически вставной номер, не слишком определяющий развитие сюжета — был включен в «Криминальное чтиво» с явным намеком на былые достижения Траволты. Другое дело, что постаревший и погрузневший танцор, уже мало похожий на гибкого красавца Тони Манеро из «Лихорадки», вдруг показал себя здесь еще и хорошим актером. Его стали звать в фильмы, где о танцах уже не шло и речи, и все окончательно убедились, что он прекрасно справляется как с серьезными («Основные цвета», «Тонкая красная линия»), так и с совершенно несерьезными («Майкл», «Догнать коротышку») ролями. В зрелые годы он стал востребованным и уважаемым артистом, и мало что напоминало о его былом участии в мюзиклах — если б не характерная привычка играть телом, которую внимательный зритель замечал в решении таких ролей как Шон Арчер/Кастор Трой в «Без лица» или Гэбриел Шир в «Пароль: Рыба-меч». Стоит убрать из этих неоднозначных образов жесты, походку, манеры — и от них мало что останется. Не случайно единственным явным кинопровалом позднего Траволты стала роль в фильме «Поле битвы — Земля»: его закованный в скафандр-броню трехметровый пришелец был объективно лишен какой-либо пластики и, стало быть, неинтересен.

А еще на счету Джона Траволты — 9 альбомов и 23 сингла; первый, «Let Her In», вышел еще в начале 70-х, последний — в 2008 году. Некоторые побывали в топах, но в целом они не стали событием в истории музыки; можно расценивать их просто как хобби разносторонне талантливого человека. Хотя можно пофантазировать и предположить, что к старости Траволта снова сменит специализацию и станет, например, исполнять блюзы. Для человека, основное слово в жизни которого — «вдруг», такой поворот событий не кажется невероятным.

Опубликовано в журнале FUZZ №2/2009 в рубрике «Зал славы»