Се Юйган (WANG WEN): «Инструментальная музыка — самый распространенный в мире язык»

WANG WEN
WANG WEN. Photo: https://www.facebook.com/wangwencn/

WANG WEN (惘闻) — группа из Даляня, приморского города на севере Китая. Она образовалась в 1999 году, и сейчас считается одной из самых влиятельных пост-рок-команд в стране. За свою почти 20-летнюю историю они объездили пол-Европы. Их трек «Break the Car» звучал в рекламе Nike. Ефрим Менюк из GODSPEED YOU! BLACK EMPEROR помогал микшировать их шестой альбом «L & R». Свой последний альбом они закончили записывать в Исландии в январе 2018, в студии SIGUR ROS, и мы надеемся, что он в чем-то будет таким же, как и все работы WANG WEN — глубоким, меланхоличным и хрупким.

Нам удалось пообщаться с гитаристом WANG WEN Се Юйганом, и теперь мы знаем какие они, китайские рокеры.

– По вашему саунду невозможно определить, из какой вы страны. В нем прослеживаются элементы психоделик- и прогрессив-рока, но ничто не выдает, откуда его авторы. Как вы пришли к такой концепции? Была ли она сознательной?

– Мы играем инструментальную музыку, и это самый распространенный в мире язык. Так что людям, откуда бы они ни были, легко его понять. Мы не планировали играть только инструментал, поначалу я был вокалистом. Но певцом я был так себе и ненавидел писать тексты. Так мы стали теми, кто мы есть сейчас.

– Большинство западных рок-музыкантов начинали играть музыку еще в школе. Вы тоже? Было ли сложно собрать группу?

– Вовсе нет. В Китае, у большинства людей моего поколения не было шанса получить в школе музыкальное образование. У меня появилась первая гитара, когда я пошел в колледж, и я сам научился на ней играть. Может быть, теперь с этим дела обстоят получше.

Далянь, где я живу, очень маленький город. Там не так много интересных людей, так что несложно найти простых и веселых друзей. Где-то в 1999-м я решил сколотить рок-группу. Так что мне надо было собрать всех остальных прямо тогда же.

– Вы помните, какая музыка окружала вокруг вас в детстве? Какой она была?

– Да, помню. Когда я был ребенком, отец в свободное время играл на эрху (традиционный двухструнный китайский музыкальный инструмент). А когда я ходил в среднюю школу, вокруг в основном звучали поп-песни из Гонконга или Тайваня. В 1991-м, когда я пошел в старшие классы, у меня наконец-то появились кассеты с рок-музыкой, там были GUNS & ROSES, NIRVANA…

– Когда вы поняли, какой жанр вам нравится больше всего?

– Когда я только собрал группу, мы играли грандж. Примерно в 2003-м мне надоело петь как говно, и мы стали делать инструментальные вещи. И с этого момента все стало прекрасно, потому что мне не надо было больше писать тесты и быть вокалистом.

– Что означает название WANG WEN? На обложке вашего альбома «Diary of 28 sleepless days» значится «Unknown Band». Почему?

– WANG WEN по-китайски буквально означает «не слышу» или «игнорирую». Оно происходит от идиомы «Zhi Ruo Wang Wen» («прикинуться веником», прим. пер.).

В 2003-м, когда мы выпустили первый альбом «Diary of 28 sleepless days», звукозаписывающая компания перевела наше название как Unknown, и мы подумали «OK, да, мы неизвестны», но после просто использовали WANG WEN в качестве перевода.

– В песнях ваших ранних альбомов есть тексты. О чем они?

– Да, я тогда писал тексты. Обычно утром того дня, когда записывал вокал, — заставлял себя сочинять что-то. Они о том, что я чувствовал в тот момент. Они значат либо много, либо ничего.

– Хотели бы снова начать петь?

– Надеюсь, я буду готов писать тексты и петь для следующего альбома в будущем году. В этот раз я настроен серьезно.

– В одном из интервью вы как-то сказали, что ваша музыка — импровизация. Означает ли это, что вы не задаете себе никаких рамок, или все-таки есть некий концепт? Вы делаете какие-то наброски, репетируете перед тем, как пойти в студию?

– Иногда перед импровизацией у нас уже есть концепт, или мы что-то обсуждаем. Иногда никаких рамок нет. Потом мы отбираем куски, которые всем нравятся, чтобы отрепетировать. И да, прежде чем мы оказываемся в студии, у нас всегда готовы демо-треки.

– Вы записали новый альбом в Исландии, в студии SIGUR ROS Sundlaugin. Почему вы выбрали именно эту страну, и как вы решаете, где будете записываться?

– Год назад наши менеджер и звукоинженер ненадолго съездили в Исландию. Они побывали в студии Sundlaugin и прислали мне много фотографий. Мне очень понравилось — окружение, внутреннее пространство, винтажные клавишные. И я каждый раз надеюсь, что если мы будем записываться в новой студии, то это даст свежие идеи.

– У вас есть постоянный дизайнер, с которым вы работаете над обложками альбомов? Важна ли для вас концепция обложек?

– У каждого альбома есть свой концепт, поэтому мы рассчитываем сотрудничать с художником или дизайнером, который его понимает. Я считаю, обложка — часть альбома, так что она тоже важна.

– Многие ваши композиции довольно кинематографичны. Вы когда-нибудь записывали саундтреки?

– Да, мы их иногда делаем, но не часто. Нужно, чтобы все были на это настроены.

– Если бы вам предложили сделать фильм на вашу музыку, каким бы он был?

– Наверное, грустный мультфильм, ха-ха.

– Наверное, вас часто спрашивают, но какие они — рокеры из Китая?

– Олдскульные, не крутые и не модные, девушку или парня не найти, алкоголики…

– Говорят, все участники группы до сих пор имеют основную работу, что дает свободу делать именно ту музыку, которая вам нравится. Но это стоит времени…

– Да, нам приходится работать на других работах. И хотя каждому из нас нравится писать музыку, она такая же часть жизни. Так что это вопрос не времени, а жизни и любви.

– Сейчас вы провели большой тур по Европе и собираетесь играть в Китае…

– Да, мы несколько раз ездили в туры по Европе, с каждым разом лучше и лучше. Нам нужно больше концертов, чтобы больше людей во всему миру услышали нашу музыку. И мы будем стараться.

– Что бы вы хотели сделать в ближайшие пять лет?

– Записать два новых альбома WANG WEN и объехать больше стран и городов, сделать еще сайд-проекты с другими музыкантами… Тонны всего, так что нечего лениться…

– В какой стране, из тех, в которых вы еще не были, вам хотелось бы сыграть?

– Мне хотелось бы сыграть во всех, потому что свежие страны, свежие люди и свежее пиво всегда меня радуют.

– Вы когда-нибудь подумывали о гастролях в России?

– Да, конечно. Мы играли на фестивале во Владивостоке много лет назад. Нам очень понравилось! Но, знаете, мы не очень вписываемся в русский стиль. Надеемся в скором времени приехать с концертами в Петербург и Москву.

Благодарим Дарью Белокрыльцеву за помощь в подготовке интервью.